Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.
4. От продуктивных видов речевой деятельности – к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь. Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ.
5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.
Изучение речевого развития можно проводить не только методом индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и в процессе наблюдения (пассивного и активного словаря) за свободным общением детей в играх, на прогулках, на занятиях с воспитателем.
В результате можно выявить уровень речевой коммуникации детей, отмечая следующие особенности:
– навыки речевого общения (легко ли ребенок вступает в контакт, как входит в контакт с детьми младшего возраста, со сверстниками, со взрослыми, умеет ли поддержать разговор, говорит много или молчит);
– умение пользования правилами речевого этикета (культура общения):
а) здоровается ли и прощается без напоминания;
б) благодарит ли за помощь взрослых и детей;
в) использует ли различную громкость голоса в зависимости от ситуации;
г) умеет ли пойти на компромисс, договориться в конфликтной ситуации;
д) доброжелателен ли в общении;
е) умеет ли свободно, не стесняясь, отвечать незнакомым людям, а также педагогу на занятиях.
Обследование речи детей рекомендуется проводить с помощью наглядного материала.
Методика обследования лексики.
При обследовании словарного запаса (активного и пассивного) используются следующие приемы:
1) ребенку предлагают назвать картинки с изображением:
– предметов и их частей (часы – циферблат, стрелки, цифры; дерево – ствол, ветки, корни);
– профессий и атрибутов к ним (маляр – кисти, краски; фотограф – фотоаппарат;)
– животных, птиц и их детенышей (собака – щенок; корова – теленок);
2) назвать:
– существительные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия;
– действия, обозначающие голосовые реакции животных (каркает, чирикает, лает, мычит);
– чувства, эмоции (плачет, смеется, грустит), различные явления природы;
– действия, связанные с профессиональной деятельностью (слушает легкие, выписывает лекарство, делает уколы, проверяет горло и т.д.), с животным и растительным миром (порхает, летает, плавает, ползает и т.д.);
– семантически близкие действия (моется – купается, спит – лежит, вяжет – шьет и т.д.);
– признаки предметов, обозначающих величину, цвет, форму, температуру, вес, сезонность;
Статьи по теме:
Подготовка преподавателей психологии
Отечественный и международный опыт показывает, что преподавание психологии осуществляется как психологами, так и педагогами. В первом случае актуальной становится задача педагогической подготовки психологов, а во втором - психологической подготовки педагогов. Кто лучше может преподавать психологию: ...
Особенности обучения одаренных детей и пути развития их одаренности
При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному ...
Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...