Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Страница 3

При обследовании используют следующие задания:

– добавление в предложения слов, употребляемых в нужной грамматической форме;

– составление предложений по вопросам; составление предложений по демонстрации действий;

– составление предложений по картине, по серии картин;

– составление предложений по опорным словам;

– составление предложений по слову в заданной падежной форме.

Технология обследования лексико-грамматического строя речи предложенная О.Е. Грибовой.

Обследование речи дошкольников.

Словарный запас.

В соответствии со сформулированными принципами, обследование начинается с изучения активного словарного запаса.

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предмета. При этом обследование проводиться в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета. При работе с детьми 3–3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста стоит предложить работать с предметами и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинки», «Дополни…», «Исправь…», «Сравни два предмета» и др.

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

Исследование состояния пассивного словаря, т.е. выяснение того насколько ребенок понимает лексику, которой не владеет.

Ряд слов может быть использован в речи ребенка правильно, однако при восприятии вызвать у ребенка трудности, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием. В этом случае предъявляются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по количеству звуков, их последовательности, (пояс – поезд, марки – рамки, ворона – ворота). Такой тест может проводиться с опорой на картинки, так и в устном плане. Затруднения в дифференциации слов, близких по звуковому составу могут быть обусловлены недостаточностью фонематического восприятия. Это требует углубленного исследования в данном направлении.

Логопед должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств.

Процедура обследования словарного запаса утомительна для ребенка, так как требует от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения, поэтому рекомендуется совмещать вербальные задания небольшими двигательными паузами, выполнением игровых действий с объектам и другими видами занятий, позволяющих ребенку отдохнуть.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ понятия качества образования в современной школе
Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуали ...

Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...

План-конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
Теме: «Показательная функция» Класс – 11 Цель урока. Повторить свойства показательных функций, способы решения показательных уравнений и неравенств Образовательные задачи: - применение алгоритма решения показательных уравнений и неравенств; - актуализация опорных знаний решения квадратных уравнений ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru