– признаки, указывающие на продукты питания, на материал, из которого сделаны предметы;
– признаки обобщающего характера;
3) добавить в предложение недостающие слова, необходимые по смыслу (платье очень длинное – мама платье подшивает; пуговица оторвалась – мама пуговицу пришивает…);
4) подобрать антонимы (вечер – утро, день – ночь, шум – тишина и т.д.);
5) подобрать синонимы (мальчик храбрый, смелый, река – бежит, течет, шумит);
6) образовать сложные слова (лесоруб, зубочистка, овощерезка);
7) подобрать однородные члены предложения к словам – раздражителям (снег – идет, падает, сверкает, тает, блестит; мяч – резиновый, круглый, новый, большой, футбольный; летает – бабочка, шмель, муха, жук, самолет, шар);
8) объяснить значение слов (холодильник, конура, берлога, кастрюля и пр.);
9) объяснить переносное значение слов (золотые руки, золотое сердце).
Особое внимание при исследовании словаря обращается на умение образовывать новые слова, используя суффиксально-префиксальные способы. Для определения степени сформированности навыков словообразования подбираются задания на образование:
– уменьшительных существительных мужского рода (ремешок, коврик, дубок), женского рода (лопатка, лужица), среднего рода (окошко, окошечко, пальтишко, платьице);
– существительных с суффиксами деятеля: – ник, – щик, – тель, – ист (дворник, учитель, строитель, пианист, футболист);
– приставочных глаголов со значением законченности, направленности, удаленности, продолжительности действия (перепрыгнул, обогнул, отбежал; лил – вылил – полил – налил – подлил – слил);
– прилагательных: притяжательных с суффиксами «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин); с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: чив-, лив – (молчаливый, улыбчивый, хвастливый).
При этом детям предлагалось объяснить значение вновь образованных слов, опираясь на имеющиеся навыки морфологического анализа.
В процессе обследования используют интересные для ребенка фрагменты игр. Ситуации создаются таким образом, чтобы повысить речевую активность ребенка, снять его стеснительность, вызвать желание лучше ответить. Логопед комментирует ситуацию, подсказывает детям реакцию на происходящее (удивился, обрадовался), предлагает различные манипуляции с предметами.
Методика обследования грамматического строя языка.
Для обследования этого компонента языка ставится цель выяснить:
– как ребенок понимает и употребляет в речи предлоги: в, на, из, под, из-под, из-за, между, около, над;
– как употребляет существительные родительного падежа множественного числа (петель, яблок, блюдец);
– как образовывает сравнительную степень прилагательных:
а) простым (синтетическим) способом при помощи суффиксов (ее – ей), особенно с чередованием согласных (высокий – выше, дорогой – дороже, простой – проще, сухой – суше);
б) супплетивным способом (лучше, хуже);
– как согласовывает в роде, числе, падеже прилагательные с существительными;
– как образует множественное число существительных с непродуктивными окончаниями (листья, жеребята);
– как пользуется глагольными формами:
а) разноспрягаемыми глаголами (бежать, хотеть);
б) спрягаемыми глаголами с особыми окончаниями в личных формах (есть, ешь, дать, дашь);
в) настоящего, прошедшего времени, повелительного наклонения с чередующимися звуками (ездить, жечь, стричь);
– как образовывает причастия (читать – читающий);
– какие виды предложений употребляет в самостоятельной речи;
– может ли восстановить нарушенный порядок слов в предложении;
– может ли из слов, данных в произвольном порядке и в исходной форме, составить предложения, согласуя правильно слова и их порядок в предложении.
Статьи по теме:
Применение SOS-модели на уроке иностранного языка
В предыдущей главе мы описывали некоторые приемы работы над грамматическим материалом, позволяющие избежать в той или иной степени однообразной механической тренировки на уроке. Одним из таких способов, применяемых как русскими, так и немецкими педагогами, является применение SOS-модели, которая со ...
Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью
У детей - олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета (некоторые из них не умеют этого делать даже в начале младшего школьного возраста), им трудно усвоить названия даже основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый). Он ...
Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела
«кулинария»
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения - это «исторически сложи ...