Принципы и эффективность дидактической игры

Страница 4

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, культура общения, воспитанная детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание игр, изображение коллективного труда, благородных поступков, способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, литературы по фольклористике и педагогики творчества, многолетний собственный опыт, апробация в школах и детских творческих коллективах позволили нам выделить следующие основные педагогические условия формирования культуры общения у младших школьников средствами народной игры: 1)включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры); 2)использование индивидуального подхода как метода педагогического воздействия с опорой на положительное и преодоление отрицательного в общении младших подростков; 3)роль педагога, его личная заинтересованность, его уверенность, азарт, знание народных игр, стиль товарищеского общения учителя и ученика; 4)применение народных игр как средства диагностики личности и последующей коррекции. Описание и реализация в школьной практике каждого условия приведено в диссертации.

Основные дидактические принципы

Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.

В.И Логинова относит к этим принципам:

-принцип развивающего обучения;

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип системности и последовательности;

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

-принцип индивидуального подхода к детям.

К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, рассматривая обучение как принцип всестороннего развития личности ребенка, добавляет принцип прочности знаний, который рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий.

Представленные принципы являются основой для определения образовательного содержания, которое должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е.И. Тихеевой.

В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы решалась в исследованиях А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.

Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, В.И Логиновой, З.И. Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):

мир природы

мир людей

мир предметов

Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;

-развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

-развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.

В современных работах рассматриваются различные формы дидактических игр, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Передача информации от детей – взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения или экспериментирования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Сравнительный анализ основных данных констатирующего и контрольного экспериментов
После завершения цикла занятий был проведен контрольный эксперимент. Рис. 3. Данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня художественного восприятия. Как видно динамика по первому уровню в контрольной группе составила 25%, а в экспериментальной 20% По второму уро ...

Сеть школ и их учебно-материальная база
Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru