Эмпирическое исследование сохранения объема

Аналитическое образование » Особенности детской логики » Эмпирическое исследование сохранения объема

Страница 1

Цель нашего исследования, выявить до какого возраста в наше время сохраняется феномен «сохранения объема». Для этого мы взяли задачу Пиаже на сохранение объема и провели индивидуальное собеседование с группой детей. В нашу группу вошли испытуемые от 3-х до 6-ти лет, по два ребенка на каждый возраст (мальчик и девочка).

Задача Пиаже на сохранение объема:

Берется два одинаковых количества воды в одинаковых стаканах А и Б. Ребенку задается вопрос: «Одинаково ли воды в стаканах?». После положительного ответа вода из стакана В переливается в третий стакан С другой формы (либо более узкий и высокий либо наоборот), так чтобы изменился уровень воды. И повторно задается вопрос.

Считается, что примерно до 7-8 лет ребенок в ответе на второй вопрос скажет, что воды больше в том стакане, где уровень воды выше, что свидетельствует о сохранении феномена до этого возраста. Мы решили проверить эту гипотезу. Вот что вышло:

1. Девочка 3-х лет:

а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. Почему? – ну… одинаково

б) – А теперь одинаково воды в стаканах? – нет. Почему? – в этом стакане водичка ниже. Если вода ниже значит её меньше? – да. Значит количество воды в стаканах не одинаково? – не одинаково.

2. Мальчик 3-х лет:

а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. А почему ты так думаешь? – я так думаю.

б) А теперь в стаканах одинаково воды? – не одинаково. Почему? – этот стаканчик толще. Если один стаканчик толще другого, значит в них разное количество воды? – да, толстые меньше. Значит в толстом стакане меньше воды? – да.

3. Девочка 4-х лет:

а) Одинаково ли воды в стаканах? – да. Почему? - потому что стаканчики одинаковые.

б) А теперь в стаканах одинаковое количество воды? – нет. Почему? – Стаканчик с буковкой С высокий. Ты считаешь, что если один стакан выше другого в них разное количество воды? – да. А почему? – потому что один выше другого.

4. Мальчик 4-х лет:

а) одинаково ли воды в стаканах? – да.

б) А теперь? – нет. Почему ты так считаешь? – не считаю. Знаю.

5. Девочка 5-ти лет:

а) В стаканах одинаковое количество воды? – да

б) А теперь? – да. Ты уверена? – да. А почему ты так считаешь? – нет. Что нет? – разное. Ты считаешь, что в стаканах разное количество воды? – да. А почему? – я не знаю, я запуталась. После того как я перелила воду, её осталось одинаково в стаканах? – одинаково. Почему ты так считаешь? – Вода выше значит ее больше.

6. Мальчик 5-ти лет:

а) одинаково ли воды в стаканах? – да.

б) А теперь? – да. Ты уверен? – да. А почему ты так думаешь? – я так думаю. А можешь рассказать, почему ты так думаешь? – да. Расскажи. – Потому что мама говорит, что если она налила сок Пете и мне в разные стаканы сока все равно поровну.

7. Девочка 6-ти лет:

а) одинаково ли воды в стаканах? – одинаково.

б) А сейчас в стаканах одинаково воды? – да. Почему ты так считаешь? – я не знаю, а вы как считаете? – Я считаю, что ты права! – и я так считаю.

8. Мальчик 6-ти лет:

а) Одинаково ли воды в стаканах? – ну да, а что вы сами не видите?- Вижу, но мне интересно твое мнение. – Какой-то глупый вопрос, конечно одинаково.

б) А сейчас одинаково? – да, одинаково! Почему ты так считаешь? – Ну, это же тоже самое как взять бутылки с прозрачной оболочкой, одну из них положить набок, а другую поставить! Только, кажется что одна выше, а другая ниже, но они одинаковые и когда пьешь одинаково!

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Способы решения проблем детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...

Изучение развития художественного восприятия старших дошкольников
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает д ...

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одно ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru