Проблемный метод обучения иностранному языку

Страница 1

Одним из направлений научного поиска в области повышения эффективности и результативности учебного процесса является проблемное обучение, которое рассматривается сейчас в качестве одного из наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления учащихся. Обучение иностранному языку рассматривается на современном этапе развития методики и психологии как обучение деятельности.

Современная педагогика исходит из того, что ученик должен быть не только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, он призван быть активным субъектом его, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Ценнейшим средством развития навыков самостоятельности мышления является проблемное обучение. При проблемном обучении обучаемые высказывают предположения, ищут аргументы для доказательств, самостоятельно формулируют некоторые выводы к обобщению, являющиеся уже новыми элементами знаний по соответствующей теме. Поэтому проблемное обучение не только развивает самостоятельность, но и формирует некоторые навыки учебно-исследовательской деятельности. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельную работу обучающихся по усвоению новых знаний, умений, повторению изученного и отработке навыков. Обучаемые сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования.

Итак, проблемное обучение - это обеспечение творческого усвоения знаний. Это значит, что на уроке изучения нового материала учитель проводит обучаемых через все звенья научного творчества: постановку проблем, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта. Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:

учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;

вызывает глубокие интеллектуальные чувства;

помогает быстрее восстановить самостоятельно добытые знания.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация - основной метод проблемного обучения, с помощью которого, пробуждается мысль, познавательная потребность обучаемых, активизируется мышление.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет обучаемых на её решение, организует поиск решения. На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение обучаемых к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

4. Побуждение обучаемых к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

5. Побуждение обучаемых к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действии, в результате которых возникает проблемная ситуация.

6. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Рассмотрение явления с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога).

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психоло ...

Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. ...

Текущая подготовка к занятиям
Подготовка к проведению темы из программы производственного обучения в себя включает: 1. Постановку целей изучения темы, точнее корректировку целей, сформулированных в ПТП. Эти цели мастер формулирует до встречи с группой, опираясь на усредненные представления об учащихся. ПТП определяет учебно-про ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru