Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.
По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во – первых, как предмет лингвистики…во – вторых, как предмет психологии… и, наконец, в – третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться».
Но существует и другое мнение. М.Р.Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это
речь как деятельность, как процесс;
речь как продукт речевой деятельности;
речь как ораторский жанр.
В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать речь как процесс использования языка в целях общения.
Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.
Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.
Речь - это само общение, выражение мысли.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.
Р.С Немов отмечает: «Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи».
В речи отражается личность говорящего, носителя языка. Вильгельм Гумбольдт писал, что «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые реализуются при помощи речи.
Речь имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных деятельностях. Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную.
Помимо этих функций, С.Л.Рубинштейн дает определение еще эмоциональной, или экспрессивной, функции и функции воздействия, а А.Р.Лурия обращает внимание на регулирующую функцию речи взрослого.
Рассмотрим их подробнее.
Одна из основных функций речи – коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой. Также коммуникативная функция может выступать как самовыражение личности.
Сигнификативная функция, где слово является носителем обобщения, понятия, сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их «реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение одного и другого», - писал М.Р.Львов.
Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека. Эта функция реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей степени, есть эмоционально – выразительные моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса.
Статьи по теме:
Изобразительная
деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...
Речевой портрет современного педагога
Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейши ...