Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Аналитическое образование » Развитие связной речи у дошкольника » Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Страница 1

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации.

По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во – первых, как предмет лингвистики…во – вторых, как предмет психологии… и, наконец, в – третьих, как система физиологических процессов, которые осуществляют эту речевую деятельность, но к которым она не сводиться».

Но существует и другое мнение. М.Р.Львов считает, что в русском языке слово речь имеет три различных значения. Это

речь как деятельность, как процесс;

речь как продукт речевой деятельности;

речь как ораторский жанр.

В данной работе мы будем исходить из первого определения, данного Львовым. Речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых единиц и часто при поддержке невербальных средств. Таким образом, мы будем рассматривать речь как процесс использования языка в целях общения.

Необходимо отличать понятия «язык» и «речь», так как в некоторых языках они имеют единое название. Но в научном рассмотрении данных понятий требуется разграничение.

Язык – это система знаков, которая используется людьми для передачи сочетания звуков, имеющих определенное значение.

Речь - это само общение, выражение мысли.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека.

Р.С Немов отмечает: «Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи».

В речи отражается личность говорящего, носителя языка. Вильгельм Гумбольдт писал, что «только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что язык и речь неразделимы. Особенно тесно их сближают функции, которые реализуются при помощи речи.

Речь имеет полифункциональный характер, то есть выступает в различных деятельностях. Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев выделяли три основных функции: коммуникативную, индикативную и интеллектуальную, или сигнификативную.

Помимо этих функций, С.Л.Рубинштейн дает определение еще эмоциональной, или экспрессивной, функции и функции воздействия, а А.Р.Лурия обращает внимание на регулирующую функцию речи взрослого.

Рассмотрим их подробнее.

Одна из основных функций речи – коммуникативная, или функция общения, представляет собой обмен информацией, как между людьми, так и внутреннюю речь человека, как бы диалог с самим собой. Также коммуникативная функция может выступать как самовыражение личности.

Сигнификативная функция, где слово является носителем обобщения, понятия, сформировалась в общении, точнее в совместной общественной деятельности людей, которое включает их «реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение, в единстве и взаимопроникновение одного и другого», - писал М.Р.Львов.

Эмоциональная функция охватывает огромный диапазон в речевом поведении человека. Эта функция реализуется в художественной литературе, ораторском искусстве, в дискуссионной речи, дружеской беседе и т.п. В речи всегда, в большей или меньшей степени, есть эмоционально – выразительные моменты, которые проступают в ритме, в паузах, в интонациях, в модуляциях голоса.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению
Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс ...

Модель социально-перцептивной компетентности педагога
Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными. Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя ...

План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru