С.Л.Рубинштейн считает, что «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что в ней выступает говорящий».
Информационная, или функция сообщения, состоит в том, что язык служит средством познания, сбора и оформления всех тех знаний, которые накоплены людьми в процессе их сознательной деятельности, М.Р.Львов описывает разновидности информационной функции:
функция сохранения информации;
контактная функция (связь времен и поколений);
функция оформления культурных ценностей.
Передача и хранение всей этой информации осуществляется посредством устных, а в последние годы, преимущественно письменных текстов, то есть через речь.
Регулирующая функция речи – это функция, лежащая в основе произвольного поведения, и является умением подчиняться речевой инструкции взрослого. А.Р.Лурия исследовал генезис данной функции и определил, что «источником развития регулирующей функции является способность ребенка подчиняться речи взрослого», а также то, что «регулирующая функция развивается постепенно».
Функция воздействия на других людей – это просьба, повеление, приказ. В этих случаях высказывание может и не содержать никакой новой информации – оно передает волевой акт того, кто говорит. С.Л.Рубинштейн писал: «Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия».
Функция формирования и выражения мысли – это почти непрерывно работающая функция, так как мысль человека работает всегда. Это и воспоминания, и подготовка к устному высказыванию, и формирование письменного текста, и творческая деятельность. М.Р.Львов считает, что эта «функция может быть признана важнейшей, так как без ее выполнения не могут быть реализованы… информационная, коммуникативная и эмотивная».
Некоторые психологи выделяют регулятивную функцию, которая играет роль плана поведения, поступков субъекта. Л.А Венгер называл эту функцию планирующей. «Планирование человек осуществляет в соответствии с требованиями к решению поставленной задачи и в расчете на то, что другие поймут, оценят и примут его решения».
Итак, можно сделать вывод, что в определении функций речи единства нет. Но все авторы едины в том, что речь как способ реализации языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека, а также в том, что все функции речи совмещаются и переплетаются.
С.Л.Рубинштейн отмечает, что «в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют».
Статьи по теме:
Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ
Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей. Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упр ...
Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья
В ХVI веке на территории Западной Украины и Белоруссии, которые отошли к Польше и Литве, стали открываться братские школы. Главной их целью было сохранение веры и языка. Они были хорошо организованы, носили договорный характер (отец ребёнка подписывал договор со школой и давал обязательство не заби ...
Эвристические методы решения логических задач
Логические задачи являются оптимальным средством развития творческого мышления и эвристической деятельности школьников. Процесс решения логических задач схож с процессом решения настоящих творческих задач в науке и технике и повторяет все этапы творческого мышления. Остановимся подробнее на этих пр ...