- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную : получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
На основе философских соображений следует перейти к соображениям психолого-педагогическим и ответить на вопрос что следует воспитывать в процессе патриотического воспитания, то есть, как назвать то, что мы собираемся воспитывать?
Вследствие специфики патриотизма как «любви к Родине (Отечеству)» – сугубо эмоционального отношения, говоря о главной задаче патриотического воспитания, думается самым адекватным вариантом следует признать воспитание патриотических чувств. Такая постановка вопроса совершенно не исключает необходимость личностно-ориентированного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, включения воспитанников в те или иные виды деятельности. Однако об этом следует говорить лишь в средственном плане.
Содержательно патриотические чувства:
- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;
- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;
- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;
- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.
Сущность воспитания патриотических чувств состоит в эмоциональном стимулировании переживаний субъектом отношений к родной стране.
Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему. В воспитании патриотических чувств достаточно много суггестивного.
В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валетностью» (Цит. по: Мазыкина , Монахов 2004);
- специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться в соответствии с работами Л. И. Новиковой, как амбивалентность.
Для государственных образовательных учреждений совершенно понятно, что заказчиком патриотического воспитания выступает государство. Воспитатели в какой-то степени, понимая необходимость патриотизма как ценности, обеспечивающую адаптацию также могут вводить это направление в свою деятельность. В любом случае, чрезвычайно важно контекстное соответствие патриотического воспитания всей системе воспитания образовательного учреждения.
Статьи по теме:
Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной
школе
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ. Сущ ...
Из опыта работы педагогов
Развитие системы образования происходит в непрерывном взаимодействии педагогической науки и образовательной практики. Оригинальные подходы к обучению, использование новых методик и технологий, педагогические находки учителей дают широкую возможность изучения, анализа и использования в своей практич ...
Воспитательный процесс в средней школе региона
Архивные данные, изученные нами, свидетельствуют о том, что воспитанию учащейся молодёжи в средних учебных заведениях Восточной Сибири, как и по России в целом, уделялось значительное внимание. В конце XIX в. воспитательный процесс имел узконаправленный характер и включал умственное и религиозно-нр ...