Показатели уровня развития познавательной активности

Страница 5

1. Умение самостоятельно и доказательно сделать один или несколько непосредственных выводов из одного какого-либо данного условия.

2. Умение доказательно придти к нескольким параллельным и изолированным друг от друга непосредственным выводам на основе различных данных условий.

3. Умение сделать один или несколько опосредованных выводов из одного или нескольких данных условий, но при этом все выводы изолированы друг от друга.

4. Умение делать опосредованные выводы на основе выявления связи между различными данными условия.

Б.Г. Зильберман устанавливает следующие уровни познавательной самостоятельности учащихся:

1. Овладение техникой умственного труда как база для умений творческого порядка.

2. Поэтапное овладение логикой решения задач.

3. Ученик самостоятельно умеет выдвинуть новую проблему, рационально решить ее на уровне вычленения новых, многосторонних связей, проверить правильность решения и добиться претворения в жизнь правильного понимания вопроса .

Думается, что только последнее из этих утверждений есть собственно обозначение одного (вероятно, высшего) уровня познавательной самостоятельности. Остальные два – не уровни познавательной самостоятельности, а возможные (но не исчерпывающие) пути ее формирования.

И, наконец, уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова. Первый уровень познавательной самостоятельности определяется ею как «копирующая самостоятельность» при «простейших переносах»; второй – как «воспроизводяще-выборочная» познавательная самостоятельность (способность к самостоятельному воспроизведению методов решения проблем и к выбору нужного метода); третий – «творческая» познавательная самостоятельность (способность учащихся самостоятельно устанавливать рациональные, новые для них пути овладения знаниями).

Такое понимание уровней познавательной самостоятельности представляется нам оригинальным и интересным. Однако уровни познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, направлены только на выяснение способа решения задачи, проблемы. Обучение же имеет целью не только дать знания о способах решения проблем, но и знание самих решений, ответов на эти проблемы, то есть собственно «знания». Уровни же познавательной самостоятельности, как их понимает Н.А. Половникова, не позволяют выяснить качество этих знаний, особенно при изучении информатики.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР Ш уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...

Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...

Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [44, 3]. Именно эти отношения р ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru