Показатели уровня развития познавательной активности

Страница 4

Таким образом, более высокий уровень активности живого связан с обладанием более совершенной формой его внутренней организации, то есть с его специфической структурой и функциями, обеспечивающими ему выбор из многих вариантов такого поведения, которое соответствует «цели» данной системы ее внутренней модели поведения, влияющей на его результативность. Именно поэтому активность всего живого понимается некоторыми авторами как его относительная самостоятельность.

В дидактике познавательная самостоятельность определяется как готовность (стремление и умение) своими силами вести поисковую деятельность.

Развитие познавательной самостоятельности в процессе обучения некоторые авторы связывают с возникновением эффекта, когда управляемый объект становится и управляющим по отношению к самому себе. В категории «познавательная самостоятельность» различаются два аспекта – мотивационный и процессуальный. Мотивационная сторона обуславливает потребность в познании, интерес к процессу, самостоятельность отношения к результатам познания, потребность в самоконтроле, словом – стремление познавать .

Процессуальная сторона предполагает владение средствами и способами познания, наличие тех практических и интеллектуальных возможностей личности, которые обуславливают выполнение самого механизма познания, иначе говоря, умения познавать в процессе целенаправленного поиска.

Таким образом, познавательная активность и самостоятельность характеризует мотивационные, интеллектуальные и организационные свойства личности, от которых зависит уровень успешности познавательной деятельности, то есть являются показателем развития познавательных возможностей человека.

При исследовании познавательной активности и самостоятельности учеными используются различные методы. Так метод работы в «креативном поле» позволил Д.Б. Богоявленской выделить три главных уровня познавательной активности:

1. Репродуктивный, нижняя граница которого характеризуется полной пассивностью и инертностью, верхняя – ярко выраженным интересом к данной деятельности, добросовестностью, даже направленности, но при полном отсутствии обобщений, выходящих за рамки усвоенного способа действия; время решения задач при таком уровне интеллектуальной активности сокращается в основном за счет тренировки; неожиданные варианты ситуации вызывают резкое увеличение времени решения.

2. Эвристический, который характеризуется стремлением усовершенствовать данную деятельность, вводить новые способы решения; время решения за дач при таком уровне активности сокращается главным образом за счет формальных приемов.

3. Креативный, это высший уровень интеллектуальной активности, который характеризуется инициативой в постановке задач, стремлением к выяснению причинных связей и зависимостей, к теоретическим обобщениям; испытуемые этого типа ищут смысл, причину получаемого эффекта, исследуют задачу, не заботясь о времени ее решения. Именно на этом высшем уровне исследователи сталкиваются с феноменом постановки проблем. Метод «креативного поля» позволяет показать, что этот феномен возникает без всякого внешнего стимула и является отличительной чертой истинно творческой личности.

Критерии уровней познавательной самостоятельности выработаны в общей дидактике И.Я. Лернером, Н.А. Половниковой, Б.Г. Зильберманом.

И.Я. Лернер так определяет уровни познавательной самостоятельности учащихся:

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу. Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, техничес ...

Понятие "образовательное пространство" и его региональная интерпретация
Одной из особенностей российского общества конца XX — начала XXI в. является коренное изменение качества человека. Это существенно повлияло на состояние педагогической науки. Развивающееся общество, переживающее период перехода от ценностно-нормативной заданности к неопределенности, открытости жизн ...

Теория дооперационального мышления
Стадией дооперационального мышления в теории Ж. Пиаже является период от 2,5 до 6 лет. В этот период ребенок постепенно овладевает логическим и систематическим мышлением. Задачей данного периода, согласно Пиаже, является преобразование мыслительных процессов в систему умственных операций. По Пиаже ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru