Показатели уровня развития познавательной активности

Страница 2

Степень соответствия основных идей Д.Н. Узнадзе и указанных выше физиологических теорий подробно рассматривается Басиным Ф.В.

Таким образом любая деятельность предполагает процессы саморегуляции и оказывается возможной лишь благодаря непрерывному саморегулированию. Такое понимание деятельности, являясь качественно новым этапом и в физиологии, и в психологии, разумеется не противоречит учению о рефлекторной деятельности мозга, а является ее развитием. Именно И.П. Павлову принадлежат слова о том, что «человек есть… система, в горизонте научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию… система, в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, направляющая и даже совершенствующаяся».

Несомненно, что психическая саморегуляция предполагает наличие целой системы (иерархии) уровней, но основное, наиболее крупное деление на уровни, если подходить к ним с психологической точки зрения, по всей вероятности, должно основываться на степени участия сознания в процессе саморегуляции. С этой точки зрения возможно, по крайней мере, два уровня регулирования, сознательное (произвольное) и бессознательное (непроизвольное). При наличии одной и той же задачи регулирования и при одинаковом уровне осознанности, человек может использовать различные формы, способы регулирования в зависимости от конкретной ситуации, общего тонуса, опыта и т.д. Набор способов регулирования у каждого человека очень велик. Е.А. Климов показал, что приспособление человека с теми или иными свойствами нервной системы к определенной деятельности происходит (спонтанно или под влиянием соответствующего обучения) с помощью индивидуально своеобразных особенностей регулирования, которые обеспечивают успешность выполняемой деятельности. В качестве стойких особенностей регулирования, сложившихся под влиянием определенных свойств нервной системы, Е.А. Климов указывает на некоторые динамические характеристики регулирования (скорость, вариативность темпа и т.д.) и некоторые стороны организации, планирования действий. Эти устойчивые, психологически обусловленные особенности регулирования, характеризующие действия человека как в моторной и сенсорно-перцептивной, так и в умственной сфере деятельности, сохраняются также и на уровне неподотчетного поведения.

Все изложенное дает основания предполагать, что манера и уровень деятельности человека, его познавательные возможности зависят от индивидуально своеобразных особенностей механизма регулирования.

С.Л. Рубинштейн считал процессы регулирования «ядром, или общим компонентом, различных умственных способностей». На необходимость изучения саморегуляции как компонента общих способностей, обращает внимание Б.Г. Ананьев.

Н.С. Лейтес наряду с умственной активностью выделяет и саморегуляцию как «первооснову» общей одаренности. «…Первооснову потенций человека как субъекта деятельности следует искать в неразрывной взаимосвязи умственной активности и саморегуляции» .

В настоящее время вряд ли можно достаточно конкретно охарактеризовать внутренние условия, отличающие более или менее высокий уровень саморегуляции. По всей вероятности людей, имеющих более высокий уровень познавательных возможностей, отличает больший объем информации, привлекаемый для принятия решения, и одновременно быстрота ее переработки, больший объем самого прогнозирования действия, – а наряду с этим точность, экономность корригирования. Понятно, что представление об эффективности регулирования умственной деятельности не всегда можно вывести из степени управления человеком своими эмоциями или из обыденных представлений об «организованности» или «неорганизованности» поведения. Те или иные проявления человека, даже наиболее тесно связанные с какими-то коренными свойствами саморегуляции, самым существенным образом зависят от обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Нормативно - правовая база совершенствования образования
В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывалась на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской ...

Основные функции речевой деятельности и ее нарушения у детей с умственной недостаточностью
У детей с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи детей дошкольного возраста с нормой. Отставание в развитии речи начинается у них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к е ...

Современная языковая ситуация и проблемы речевой культуры
Культурологами, психологами, лингвистами, а также писателями и журналистами отмечается заметное снижение общего уровня речевой и коммуникативной культуры на рубеже XX и XXI вв. Состояние русской речи, особенно речи молодежи, вызывающее глубокую озабоченность не только у лингвистов и преподавателей- ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru