Задачи обучения теме:
· обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о методах и средствах хранения и переработки информации современном обществе;
· научить использовать технологии баз данных для решения практических задач из различных предметных областей;
· закрепить и углубить знания по информатике через рассмотрение алгоритмических проблем, лежащих в основе методов поиска и обработки информации;
· более эффективно подготовить учащихся к освоению программ высшего профессионального образования, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
· привить практические навыки использования ЭВМ как инструмента учебной и практической деятельности;
· способствовать воспитанию у учащихся устойчивого познавательного интереса и творческой активности.
Таким образом, предлагаемая тема концентрирует в себе достаточно большой теоретический материал и методы информатики, применяемые для эффективного решения задач баз данных и их приложений. Она несет в себе огромный образовательный потенциал, поскольку разработанная система задач позволит повысить математическую и алгоритмическую культуру, привить интерес, т.е. повысить мотивацию к изучению информатики через показ, как принципов работы СУБД, так и эффективных решений с помощью компьютера задач реальных баз данных.
В процессе изучения темы учащиеся должны овладеть основами технологий хранения и поиска информации, а именно должны знать:
· современные методы сбора, накопления, хранения и обработки информации, роль компьютера в этих процессах;
· определение и назначения информационных систем;
· роль информационных систем в повышении эффективности деятельности специалистов различных профилей;
· способы организации и представления данных;
· функциональные особенности и возможности технологий хранения и поиска информации;
· основные понятия и баз данных и СУБД.
В результате освоения практической части темы учащиеся должны уметь:
· пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;
· применять технологии хранения и поиска информации для решения учебных и познавательных задач;
· проводить вычислительный эксперимент;
· анализировать результаты работы программы;
· выдвигать гипотезы;
· находить оптимальные пути решения задачи;
· обосновывать правильность алгоритма решения задачи.
Формирование у учащихся навыков рациональной обработки информации и навыков целенаправленного использования компьютера для решения учебных, творческих и исследовательских задач осуществляется постепенно на протяжении всей темы.
Изучение данной темы предполагает работу школьников с одной из наиболее распространенных систем управления базами данных – Microsoft Access.
Соответственно в содержании темы можно выделить следующие блоки, по которым будет сформирована система задач, способствующая формированию познавательной активности школьников:
I. Изучение основных принципов работы баз данных средствами программирования.
1. Повторение общих принципов структурного программирования на языке Pascal: основные этапы и принципы построения программы; управляющие конструкции языка; процедуры и функции; структуры данных; массив, одномерные и двумерные массивы; методы сортировки и поиска данных в массиве.
Статьи по теме:
Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у
младших школьников с нарушением интеллекта
Целью данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса. Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи
: 1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее ...
Влияние педагогического общения на межличностные
отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...
Возможности уроков технологии для формирования универсальных
учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действ ...