Нарушения произносительной стороны речи

Страница 3

II. За счет нарушенной иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание.

III. Нарушение голоса и мелодико-интонационных расстройств связано с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушения их мышечного тонуса и ограничении их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может исключать возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи — определяется характером и степенью выраженности проявлений артикуляции, дыхательных и голосовых расстройств.

Наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологичного дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Ринолалия (гнусавость) - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

Определить гнусавость можно:

- на слух,

- при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов без носовых звуков зеркало запотевает - открытая гнусавость; при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает - закрытая).

Важно отграничивать парез мягкого неба от функциональной гнусавости, сделать это можно следующим образом:

- ребенок открывает рот, при этом специалист нажимает шпателем на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же небо остается неподвижным, речь идет о гнусавости органического происхождения вследствие пареза мягкого неба.

- ребенок лежит на спине и говорит в таком положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предполагать парез мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно падает к задней стенке глотки).

Причины возникновения ринолалии можно разделить на:

- органические и функциональные центрального или периферического характера,

- врожденные и приобретенные.

Органические центрального характера:

Мозговые кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головного мозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидные нарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба и обуславливающие его парезы и параличи.

Органические периферические могут быть врожденные и приобретенные:

- укороченное мягкое небо

- отсутствие маленького язычка

- укороченный или раздвоенный мягкий язычок

- полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки, гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций и болезней (перфорации, рубцовые изменения).

- расщелины неба и губы различной величины и формы

Функциональные центральные вызывают гипер- и гипотрофию неба, т. е. неправильное его функционирование (можно наблюдать после перенесенных психических потрясений, при невротических расстройствах, как последствия операций).

Функциональные периферические - нарушение дыхательных процессов, привычно опущенное мягкое небо (например, после постдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

Виды врожденных (различают по размеру и расположению):

- сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватывает губы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонние расщелины идут по обе стороны от середины твердого неба;

- несквозные (полные и неполные). При несквозных полных несращение доходит до области резцового отверстия, при неполных не захватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине. Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние;

- субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этих расщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитие мышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистых оболочек.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по м ...

Тестирование как одна из текущих форм контроля учебных достижений обучающихся
Педагогический контроль может осуществляется в различных формах, одной из самых удобных и эффективных является тестирование так, как тест имеет ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Тест позволяет проверить одновременно всех уч ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru