Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Страница 3

"Под полихудожественной деятельностью подразумевается, прежде всего, сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Музыкальная полихудожественная деятельность – феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальная полихудожественная деятельность представляется эффективным средством не только креативного, музыкального развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной сферы, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально деятельность объединяет элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, а также является основой для интеграции различных видов искусств. Музыка органичным компонентом входит в те виды художественной деятельности, которые связаны с двигательными, речевыми, пластическими, зрительными образами.

Музыкальная полихудожественная деятельность способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов музыкального языка в контексте выразительных качеств лексики других видов искусства.

Полихудожественное развитие предполагает активную творческую работу (как учителя, так и его учеников), особый психологический климат на занятии, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Таким образом, при правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание музыки становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий учителя и ученика, который направлен: на понимание общезначимых, культурных ценностей; на развитие собственной художественно-творческой деятельности в различных видах искусства". Таким образом, цель программы - развитие творческих, созидательных способностей детей, формирование их художественной культуры в контексте интеграции музыкального искусства с другими видами творческого познания действительности.

Автором формулируются следующие задачи программы:

познакомить учащихся с богатейшим миром звуков, основываясь на деятельности по восприятию и анализе звуковой реальности (формирование первоначальных представлений и понятий, эстетического отношения к музыкально-звуковой деятельности);

освоение учащимися выразительных особенностей музыкального языка (на примере самостоятельных творческих заданий и в процессе слушательского анализа);

приобретение навыков активного оперирования музыкальной лексикой в контексте элементарного воплощения художественных образов (в том числе, приобретение навыка передачи зрительных ощущений, наблюдений, фантазий через музыку);

формирование и развитие художественного, ассоциативно-образного мышления на примере интеграции искусств (музыкальное – хореографическое – изобразительное и театральное искусство);

воспитание и развитие музыкальных способностей (ритмического, интонационно-ладового, гармонического, тембрального, регистрового слуха), логики музыкального мышления;

привитие навыков сольного и ансамблевого исполнения на элементарных музыкальных инструментах;

гармоничное развитие продуктивных творческих способностей детей на основе взаимодействия (на уровне сущностных, лексических проявлений) различных видов искусств.

При разработке программы автором учитывалась специфика детской аудитории, её возрастные особенности, многоплановость урока по видам работы, а также необходимость формирования систематических, активных, целенаправленных и развивающихся по своему содержанию творческих проявлений у всех учащихся. Чтобы эти творческие проявления имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, программа предполагает разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые проявляются как в особом принципе подхода к отбору дидактического материала, (который служит основой для формирования конкретных творческих навыков), в использовании специальных форм работы, способствующих созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости (например, различные виды игр), так и в разработке творческих заданий и их постановки, и мн. др. Предусмотренные программой методы детского созидательного творчества (методы визиофонографики, ассоциативной, интонационно-речевой, пластической, инструментальной и др. видов импровизаций, музыкальное (компилятивное) моделирование, эвристические методы: синектика, "мозговой штурм" и др.), дают возможность учителю включать в познавательную деятельность учащихся поисково-художественную практику.Основополагающим показателем результативности программы, используемых в ней приемов и методов работы, является мобилизация созидательных творческих сил и способностей учащихся, через глубоко прочувствованные занятия, в том числе, через занятия импровизацией и моделированием.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Особенности детского досуга, его содержание
Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и ...

Цель, задачи, содержание и выводы формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать или разработать содержание дидактически ...

Теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава
Целью первого исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава. Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет; Для обследования использовалис ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru