Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Страница 3

"Под полихудожественной деятельностью подразумевается, прежде всего, сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Музыкальная полихудожественная деятельность – феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальная полихудожественная деятельность представляется эффективным средством не только креативного, музыкального развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной сферы, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально деятельность объединяет элементарное музицирование, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, а также является основой для интеграции различных видов искусств. Музыка органичным компонентом входит в те виды художественной деятельности, которые связаны с двигательными, речевыми, пластическими, зрительными образами.

Музыкальная полихудожественная деятельность способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, освоению элементов музыкального языка в контексте выразительных качеств лексики других видов искусства.

Полихудожественное развитие предполагает активную творческую работу (как учителя, так и его учеников), особый психологический климат на занятии, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Таким образом, при правильной организации учебного процесса интегрированное преподавание музыки становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий учителя и ученика, который направлен: на понимание общезначимых, культурных ценностей; на развитие собственной художественно-творческой деятельности в различных видах искусства". Таким образом, цель программы - развитие творческих, созидательных способностей детей, формирование их художественной культуры в контексте интеграции музыкального искусства с другими видами творческого познания действительности.

Автором формулируются следующие задачи программы:

познакомить учащихся с богатейшим миром звуков, основываясь на деятельности по восприятию и анализе звуковой реальности (формирование первоначальных представлений и понятий, эстетического отношения к музыкально-звуковой деятельности);

освоение учащимися выразительных особенностей музыкального языка (на примере самостоятельных творческих заданий и в процессе слушательского анализа);

приобретение навыков активного оперирования музыкальной лексикой в контексте элементарного воплощения художественных образов (в том числе, приобретение навыка передачи зрительных ощущений, наблюдений, фантазий через музыку);

формирование и развитие художественного, ассоциативно-образного мышления на примере интеграции искусств (музыкальное – хореографическое – изобразительное и театральное искусство);

воспитание и развитие музыкальных способностей (ритмического, интонационно-ладового, гармонического, тембрального, регистрового слуха), логики музыкального мышления;

привитие навыков сольного и ансамблевого исполнения на элементарных музыкальных инструментах;

гармоничное развитие продуктивных творческих способностей детей на основе взаимодействия (на уровне сущностных, лексических проявлений) различных видов искусств.

При разработке программы автором учитывалась специфика детской аудитории, её возрастные особенности, многоплановость урока по видам работы, а также необходимость формирования систематических, активных, целенаправленных и развивающихся по своему содержанию творческих проявлений у всех учащихся. Чтобы эти творческие проявления имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, программа предполагает разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые проявляются как в особом принципе подхода к отбору дидактического материала, (который служит основой для формирования конкретных творческих навыков), в использовании специальных форм работы, способствующих созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости (например, различные виды игр), так и в разработке творческих заданий и их постановки, и мн. др. Предусмотренные программой методы детского созидательного творчества (методы визиофонографики, ассоциативной, интонационно-речевой, пластической, инструментальной и др. видов импровизаций, музыкальное (компилятивное) моделирование, эвристические методы: синектика, "мозговой штурм" и др.), дают возможность учителю включать в познавательную деятельность учащихся поисково-художественную практику.Основополагающим показателем результативности программы, используемых в ней приемов и методов работы, является мобилизация созидательных творческих сил и способностей учащихся, через глубоко прочувствованные занятия, в том числе, через занятия импровизацией и моделированием.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – муз ...

Рекомендации педагогам для повышения уровня коммуникативной культуры
1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии. 2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное ...

Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков
Основной целью обучения грамматическим навыкам китайского языка в средней школе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Изучение грамматики состоит из морфологии и синтаксиса. Рассмот ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru