Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Личностно-ориентированный подход к музыкально-образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки

Страница 2

Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Образное понимание обучаемого: "человек – семя" - имеет генетическую программу развития и противопоставляется традиционному пониманию - "человек-глина" не имеющему изначальной сущности. Образование рассматривается как развитие потенциальных качеств учащегося.

В центре личностно-ориентированного образовательного процесса стоит ученик с его субъективным опытом, индивидуальностью, чем признается высшая самоценность личности ребенка.

Обучение - это совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие "освоение", чем понятия "изучение" и "усвоение".

Ведущей деятельностью процесса обучения является не преподавание, а деятельность познания.

Роль учителя заключается в организации образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

В процессе обучения необходимо опираться на субъектный опыт ученика (т.е. раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка и добиться личностного усвоения этого содержания), знание психофизических особенностей школьника и равноправное партнерство с учителем.

Методологической и общетеоретической базой предлагаемой программы "Мир музыки" явились: концепции полихудожественного образования и воспитания (Б.П.Юсов), музыкального образования (Д.Б. Кабалевский), элементарного музицирования (К. Орфа), креативного развития (Дж. Гилфорд), теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Д.Б. Эльконин), теории развития музыкальных способностей и музыкального восприятия (А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М.Теплов). В программе также нашли отражение идеи свободного танца и пластики, элементы эвритмии Э. Жак-Далькроза (понимание закономерностей музыки через импровизированное движение). В ходе создания программы автор руководствовался следующими положениями:

Отбор и структурирование ее содержания проводилось на основе модели, соответствующей концептуальным положениям музыкального полихудожественного образования:

модульное сочетание искусств со сменой их преобладания на трех основных ступенях в соответствии с возрастным доминированием у детей определенных видов художественного мышления (по Б.П. Юсову);

гибкое сочетание с внеклассно-дополнительными и специализированными формами художественного образования, куда прошедшие пик возрастного доминирования формы искусства мягко выводятся для работы со специализированными группам детей.

В содержательном насыщении и выборе педагогических методов делался акцент на детскую инициативу не только в практическом плане, но и в усвоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития, через творческие усилия самих детей.

Процесс творческого развития детей проходил с учетом полихудожественной природы детства и линией культурного развития ребенка (доминантности).

Интегрированный урок строился на творческом взаимодействии с ребенком, его личном участии в образовательном процессе через культуру и искусства.

Музыкальная деятельность учащихся (элементарное музицирование: пение, игра на орф-инструментах, музыкально-импровизационная деятельность; музыкально-ритмические движения; слушание музыки) являлась основой для интеграции различных видов искусств во всей их внутренней взаимосвязи, со всеми определенными творческими закономерностями.

Программа предусматривает достижение целостности креативного развития ребенка по нескольким параметрам:

на уровне активизации креативной деятельности ребенка как независимого фактора одаренности;

на уровне отражения музыкальной организации в содержании ассоциативно-образных ощущений (синестезия) в процессе полихудожественной деятельности;

на уровне развития и дифференциации музыкальных способностей;

на уровне взаимопроникновения типов восприятия композиторского, исполнительского и слушательского.

При разработке программы учитывались достижения в области методики музыкально-креативного развития детей младшего школьного возраста, а также существующие принципы и методы начального музыкального образования и воспитания. Задачей начальной ступени является раскрытие сенсорной сферы ребенка, умения видеть и чувствовать цвет, звучание, уметь двигаться, учитывая пространство действия, пространство своего тела и пространство партнера; знать основные виды художественной деятельности и их общие особенности, уметь включиться в работу и завершить её продуктивно, формировать воображение ребенка, умение сочетать имеющиеся в распоряжении средства и возможности, инструменты для достижения задачи работы, уметь взаимодействовать с партнерами в коллективной деятельности, получать представление о разных видах произведений искусства уметь их воспринимать, зачем нужны музеи, библиотеки, театры, и другие сведения о сфере культуры, понимать связь искусства с окружающим миром, через искусство попытаться ощутить себя ("Я, Музыка и Мир"), значение художественной деятельности в жизни людей и труде. Критическими для младшего возраста являются работа с цветом (до 9 лет), фонетикой слова и речи (до 10 - 12 лет), развитие двигательной сферы и ориентировки в пространстве, освоение формы и объема в лепке и конструировании, техника работы различными материалами и инструментами искусства. По определению автора базовыми положениями программы являются следующие:

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Интерпретация полученных данных
1. Методика самооценки личности» С. А. Будасси. Порядок исследования: Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают и ...

Констатирующий этап исследования
В соответствии с целями исследования за основу методики на первом этапе был взят метод Калмыковой З. И. (Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.). Нами была проведена модификация этого теста. В связи с тем, что занятия по экспериментальной программе представилось воз ...

Структура качества образования
Составляющие качества образованности Предметно – информационная Деятельностно - коммуникативная Ценностно – ориентационная Содержание представления знания умения, навыки, способы деятельности (игровые, трудовые, общения и др.) Мотивы, интересы, потребности, ценностные установки, отношения Оцениваем ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru