Современная школа всех ее уровней обращается к личностно-ориентированному обучению, как одной из возможных основ ее преобразований. Личностно-ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Выбор темы исследования определен потребностями развития педагогической теории и практики музыкального образования в условиях динамических процессов его обновления и обусловлен следующими обстоятельствами.
Во-первых, разработка теоретических оснований организации личностно-ориентированного обучения началась сравнительно недавно, и в музыкальной педагогике пока отсутствует единый подход к построению дидактической модели данного типа обучения.
Во-вторых, существует необходимость создания теоретически выверенной позиции по отношению к опыту педагогики музыкального образования в проработке "личностной компоненты" обучения.
В-третьих, даже появившиеся разработки по проблеме личностно-ориентированного обучения пока еще недостаточно реализуются в музыкально-педагогической практике. Отсутствуют методические пособия и рекомендации для педагогов, отвечающие новым тенденциям и достижениям психологической и педагогической науки в данной области.
Проблематика личностно-ориентированного обучения в целом, если оценивать ее по специфической терминологии, в отечественной педагогике появилась сравнительно недавно (В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Однако это не означает, что отдельные ее аспекты не разрабатывались в русле иных подходов к организации образования.
Общим для зарубежных подходов является ориентация на личность ученика, особенности его индивидуальности и подчеркивание необходимости подбора специальных средств, методов, технологий и т.п. для создания условий, способствующих выявлению потенциальных возможностей учащихся, проявлению самости, развитию способностей к самоизменению, саморазвитию. Однако данные разработки, в основном, касались вопросов теории и методологии организации учебно-воспитательного процесса. В практике большая часть исследователей шла по пути модификации традиционной методики обучения.
В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в отсутствии единого и достаточно обоснованного подхода к пониманию сущности и особенностей личностно-ориентированного обучения и его реализации в условиях интегрированного урока музыки.
Цель исследования - выявить пути личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки (в рамках экспериментальной программы С.Л. Долгушина "Мир музыки").
Объект исследования - процесс личностно-ориентированного обучения учащихся в общеобразовательной школе на уроках музыки.
Предмет исследования - условия и средства личностно-ориентированного обучения музыке.
Гипотеза исследования. Обучение будет отвечать сущности его личностно-ориентированного типа, если:
в качестве одного из его ориентиров выступает тип психического развития учащихся, под которым понимается качественная характеристика их особенностей, определяемая на основе сопоставления (а не сложения) результатов оценки сформированности различных сторон личности;
оно одновременно ориентировано на особенности представления учебного материала данной предметной области и психологические возможности освоения его учащимися;
базируется на представлении об уникальности ситуации диалога личностей, участвующих в процессе обучения, рассмотрении последнего как события, в котором учащимся осуществляется утверждение себя в культуре;
контроль за эффективностью обучения осуществляется на основании комплексного диагностического подхода включающего оценку уровня восприятия музыки как художественного явления (в том числе, способности к художественно-информационной природе музыкального искусства), когнитивного и операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов, динамики развития познавательных и творческих способностей как неотъемлемых составляющих личностно-ориентированного подхода.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности проблемы в педагогике и психологии.
2. Уточнить сущность понятий личностно-ориентированное обучение на современном уровне развития педагогической науки и практики.
3. Выявить пути личностно-ориентированного обучения в условиях интегрированного музыкально-образовательного процесса.
4. Экспериментально проверить основные теоретические положения работы.
Методологическая основа исследования - фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Гинецинский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий), философские и психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции и подходы к организации обучения в педагогической психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).
Методы исследования:
теоретические: анализ качества организации различных типов обучения, подходов к разработке дидактической модели личностно-ориентированного обучения;
экспериментальные: включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, организационно-деятельностные игры, методы диагностики, формирующий эксперимент.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялось накопление эмпирического опыта, формировался - в первом приближении - понятийный аппарат исследования. Анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике различных типов организации образования. Изучалась психологическая литература по вопросам развития и функционирования личности.
На втором этапе (2005-2006 гг.) производилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала по проблеме исследования. Были выявлены методологические и теоретические основы личностно-ориентированного обучения. На данном этапе началась экспериментальная апробация основных положений авторского подхода.
На третьем этапе (2006-2007 гг.) уточнялась схема предметно-методической презентации интегрированного предмета "Музыка", проводилась корректировка выявленных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы с младшими классами общеобразовательной школы и были получены данные о целесообразности исследуемого подхода.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов в реальной практике личностно-ориентированного обучения на интегрированных уроках музыки в массовой школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Омского регионального научно-методического центра "Мир музыки" и СОШ №№ 55.
Статьи по теме:
Система образования
Прежде чем начать разговор в рамках данной работы, стоит ответить на вопросы: что же стоит за словом образование? Каков его смысл и каково его значение? Процесс это или результат? А возможно ли, что то и другое? И за этим обратимся к известным источникам информации. Существует множество трактовок и ...
Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие э ...
Структура рабочей программы
Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог соз ...