Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки

Современная школа всех ее уровней обращается к личностно-ориентированному обучению, как одной из возможных основ ее преобразований. Личностно-ориентированное обучение рассматривается сегодня как специфическая педагогическая деятельность по созданию учащимся оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного начала; формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.

Выбор темы исследования определен потребностями развития педагогической теории и практики музыкального образования в условиях динамических процессов его обновления и обусловлен следующими обстоятельствами.

Во-первых, разработка теоретических оснований организации личностно-ориентированного обучения началась сравнительно недавно, и в музыкальной педагогике пока отсутствует единый подход к построению дидактической модели данного типа обучения.

Во-вторых, существует необходимость создания теоретически выверенной позиции по отношению к опыту педагогики музыкального образования в проработке "личностной компоненты" обучения.

В-третьих, даже появившиеся разработки по проблеме личностно-ориентированного обучения пока еще недостаточно реализуются в музыкально-педагогической практике. Отсутствуют методические пособия и рекомендации для педагогов, отвечающие новым тенденциям и достижениям психологической и педагогической науки в данной области.

Проблематика личностно-ориентированного обучения в целом, если оценивать ее по специфической терминологии, в отечественной педагогике появилась сравнительно недавно (В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Однако это не означает, что отдельные ее аспекты не разрабатывались в русле иных подходов к организации образования.

Общим для зарубежных подходов является ориентация на личность ученика, особенности его индивидуальности и подчеркивание необходимости подбора специальных средств, методов, технологий и т.п. для создания условий, способствующих выявлению потенциальных возможностей учащихся, проявлению самости, развитию способностей к самоизменению, саморазвитию. Однако данные разработки, в основном, касались вопросов теории и методологии организации учебно-воспитательного процесса. В практике большая часть исследователей шла по пути модификации традиционной методики обучения.

В связи с вышеизложенным проблема исследования заключается в отсутствии единого и достаточно обоснованного подхода к пониманию сущности и особенностей личностно-ориентированного обучения и его реализации в условиях интегрированного урока музыки.

Цель исследования - выявить пути личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки (в рамках экспериментальной программы С.Л. Долгушина "Мир музыки").

Объект исследования - процесс личностно-ориентированного обучения учащихся в общеобразовательной школе на уроках музыки.

Предмет исследования - условия и средства личностно-ориентированного обучения музыке.

Гипотеза исследования. Обучение будет отвечать сущности его личностно-ориентированного типа, если:

в качестве одного из его ориентиров выступает тип психического развития учащихся, под которым понимается качественная характеристика их особенностей, определяемая на основе сопоставления (а не сложения) результатов оценки сформированности различных сторон личности;

оно одновременно ориентировано на особенности представления учебного материала данной предметной области и психологические возможности освоения его учащимися;

базируется на представлении об уникальности ситуации диалога личностей, участвующих в процессе обучения, рассмотрении последнего как события, в котором учащимся осуществляется утверждение себя в культуре;

контроль за эффективностью обучения осуществляется на основании комплексного диагностического подхода включающего оценку уровня восприятия музыки как художественного явления (в том числе, способности к художественно-информационной природе музыкального искусства), когнитивного и операционального компонентов музыкально-эстетических вкусов, динамики развития познавательных и творческих способностей как неотъемлемых составляющих личностно-ориентированного подхода.

Задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы в педагогике и психологии.

2. Уточнить сущность понятий личностно-ориентированное обучение на современном уровне развития педагогической науки и практики.

3. Выявить пути личностно-ориентированного обучения в условиях интегрированного музыкально-образовательного процесса.

4. Экспериментально проверить основные теоретические положения работы.

Методологическая основа исследования - фундаментальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Гинецинский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, П.Г. Щедровицкий), философские и психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции и подходы к организации обучения в педагогической психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

Методы исследования:

теоретические: анализ качества организации различных типов обучения, подходов к разработке дидактической модели личностно-ориентированного обучения;

экспериментальные: включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, организационно-деятельностные игры, методы диагностики, формирующий эксперимент.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2004-2005 гг.) осуществлялось накопление эмпирического опыта, формировался - в первом приближении - понятийный аппарат исследования. Анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории и практике различных типов организации образования. Изучалась психологическая литература по вопросам развития и функционирования личности.

На втором этапе (2005-2006 гг.) производилась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического материала по проблеме исследования. Были выявлены методологические и теоретические основы личностно-ориентированного обучения. На данном этапе началась экспериментальная апробация основных положений авторского подхода.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) уточнялась схема предметно-методической презентации интегрированного предмета "Музыка", проводилась корректировка выявленных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы с младшими классами общеобразовательной школы и были получены данные о целесообразности исследуемого подхода.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования его материалов в реальной практике личностно-ориентированного обучения на интегрированных уроках музыки в массовой школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Омского регионального научно-методического центра "Мир музыки" и СОШ №№ 55.


Статьи по теме:

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге
Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В.П. Острогорский. О применении этого м ...

Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...

Теоретическое занятие как прием восприятия текста
Этот вид занятия дает возможность учителю познакомить детей с теми теоретическими понятиями, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жанры, как сказка, стихотворени ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru