Содержание диагностических методик

Страница 1

Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в процессе освоения учебного материала по нескольким уровням:

на уровне: когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов;

на уровне эмоциональной отзывчивости на музыку;

на уровне познавательных способностей;

на уровне проявлений продуктивно-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

выявление и учет специфики содержания диагностических методик;

отбор серии диагностических методик по заявленной проблематике;

разработка цикла художественно-диагностических методик в их отличие от диагностик общепедагогических и психологических;

обработка результатов диагностического обследования учащихся;

формулировка выводов о результативности проведенной экспериментальной работы со школьниками и обозначение перспектив дальнейших научно-практических исследований.

Проведение диагностических методик осуществлялось с помощью индивидуально-группового метода.

При разработке и проведении серий диагностических методик учитывались основополагающие положения процедур. Первое положение связано с рядом моментов, способствующих созданию психологической установки у школьников на проведение с ними диагностических занятий. В диагностическом обследовании большое значение имеет целый комплекс психологических моментов, сопутствующих данной процедуре и отражающихся прямо или косвенно на ее результатах. Так, например, при общении с учениками в ходе диагностирования прилагались все усилия для создания доброжелательной атмосферы занятия. Общение проходило в доверительном тоне, непринужденной манере. В качестве помощников для эксперимента были приглашены лица, неоднократно присутствующие на занятиях, т.к. в психолого-педагогической литературе указывается факт, что знакомство испытуемого с экспериментатором заметно влияет и улучшает в пользу испытуемых результаты данной процедуры.

В то же время доброжелательность способствует установлению не только личностного, но и творческого контакта.

Предварительное знакомство также помогло выполнению еще одного требования к процедуре диагностирования: исходить не столько от достигнутого на определенный момент реального уровня музыкального развития испытуемого, сколько от видения и понимания индивидуальных перспектив в музыкальном развитии каждого школьника. Т.е., экспериментатор должен уметь проецировать музыкальное развитие ребенка, "работать" с ним в зоне "ближайшего развития" музыкальной культуры, художественного интеллекта, музыкальных способностей. Индивидуальный опрос дал возможность проявлять гибкость в подходе к учащимся в соответствии с их возможностями.

К разряду специфических особенностей художественной диагностики относится процесс проецирования личностных качеств испытуемых на предъявляемый объект или субъект. Действие этих механизмов отчетливо прослеживается в области художественной и музыкальной педагогики. В частности, В.И. Петрушин пишет, что "…музыкальное произведение представляет собой своеобразный экран. То, с каким образом связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определенные жизненные ценности".

В ходе проведения диагностических методик учитывалось, что при восприятии музыкального произведения обязательно проявляется проекция субъективности восприятия личностью событий или ассоциативных рядов.

При проведении обследования, по возможности, избегалось использование: 1) незнакомого музыкального инструментария; 2) заданий, не связанных с обозначенной проблематикой и не имеющих конкретной формулировки. Первое связано с тем, что неумение обращаться с инструментами может привести либо к их нежеланию включаться в выполнение задания, либо наоборот, заставит их взять в руки инструменты только ради того, чтобы собственноручно апробировать их. При невыполнении этого положения показатели музыкального развития могут оказаться несколько ниже. Второе обусловлено тем, что неконкретность поставленных перед школьниками задач и вопросов, а также удаленность их от сути изучаемой проблемы утяжеляет и затрудняет проведение диагностического обследования.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...

Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Понятие умственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственн ...

Методы и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru