Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в процессе освоения учебного материала по нескольким уровням:
на уровне: когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов;
на уровне эмоциональной отзывчивости на музыку;
на уровне познавательных способностей;
на уровне проявлений продуктивно-творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
выявление и учет специфики содержания диагностических методик;
отбор серии диагностических методик по заявленной проблематике;
разработка цикла художественно-диагностических методик в их отличие от диагностик общепедагогических и психологических;
обработка результатов диагностического обследования учащихся;
формулировка выводов о результативности проведенной экспериментальной работы со школьниками и обозначение перспектив дальнейших научно-практических исследований.
Проведение диагностических методик осуществлялось с помощью индивидуально-группового метода.
При разработке и проведении серий диагностических методик учитывались основополагающие положения процедур. Первое положение связано с рядом моментов, способствующих созданию психологической установки у школьников на проведение с ними диагностических занятий. В диагностическом обследовании большое значение имеет целый комплекс психологических моментов, сопутствующих данной процедуре и отражающихся прямо или косвенно на ее результатах. Так, например, при общении с учениками в ходе диагностирования прилагались все усилия для создания доброжелательной атмосферы занятия. Общение проходило в доверительном тоне, непринужденной манере. В качестве помощников для эксперимента были приглашены лица, неоднократно присутствующие на занятиях, т.к. в психолого-педагогической литературе указывается факт, что знакомство испытуемого с экспериментатором заметно влияет и улучшает в пользу испытуемых результаты данной процедуры.
В то же время доброжелательность способствует установлению не только личностного, но и творческого контакта.
Предварительное знакомство также помогло выполнению еще одного требования к процедуре диагностирования: исходить не столько от достигнутого на определенный момент реального уровня музыкального развития испытуемого, сколько от видения и понимания индивидуальных перспектив в музыкальном развитии каждого школьника. Т.е., экспериментатор должен уметь проецировать музыкальное развитие ребенка, "работать" с ним в зоне "ближайшего развития" музыкальной культуры, художественного интеллекта, музыкальных способностей. Индивидуальный опрос дал возможность проявлять гибкость в подходе к учащимся в соответствии с их возможностями.
К разряду специфических особенностей художественной диагностики относится процесс проецирования личностных качеств испытуемых на предъявляемый объект или субъект. Действие этих механизмов отчетливо прослеживается в области художественной и музыкальной педагогики. В частности, В.И. Петрушин пишет, что "…музыкальное произведение представляет собой своеобразный экран. То, с каким образом связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определенные жизненные ценности".
В ходе проведения диагностических методик учитывалось, что при восприятии музыкального произведения обязательно проявляется проекция субъективности восприятия личностью событий или ассоциативных рядов.
При проведении обследования, по возможности, избегалось использование: 1) незнакомого музыкального инструментария; 2) заданий, не связанных с обозначенной проблематикой и не имеющих конкретной формулировки. Первое связано с тем, что неумение обращаться с инструментами может привести либо к их нежеланию включаться в выполнение задания, либо наоборот, заставит их взять в руки инструменты только ради того, чтобы собственноручно апробировать их. При невыполнении этого положения показатели музыкального развития могут оказаться несколько ниже. Второе обусловлено тем, что неконкретность поставленных перед школьниками задач и вопросов, а также удаленность их от сути изучаемой проблемы утяжеляет и затрудняет проведение диагностического обследования.
Статьи по теме:
Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...
Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия: построение на занятии не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фла ...
Условия формирования опыта
Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знан ...