Содержание диагностических методик

Страница 1

Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в процессе освоения учебного материала по нескольким уровням:

на уровне: когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов;

на уровне эмоциональной отзывчивости на музыку;

на уровне познавательных способностей;

на уровне проявлений продуктивно-творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

выявление и учет специфики содержания диагностических методик;

отбор серии диагностических методик по заявленной проблематике;

разработка цикла художественно-диагностических методик в их отличие от диагностик общепедагогических и психологических;

обработка результатов диагностического обследования учащихся;

формулировка выводов о результативности проведенной экспериментальной работы со школьниками и обозначение перспектив дальнейших научно-практических исследований.

Проведение диагностических методик осуществлялось с помощью индивидуально-группового метода.

При разработке и проведении серий диагностических методик учитывались основополагающие положения процедур. Первое положение связано с рядом моментов, способствующих созданию психологической установки у школьников на проведение с ними диагностических занятий. В диагностическом обследовании большое значение имеет целый комплекс психологических моментов, сопутствующих данной процедуре и отражающихся прямо или косвенно на ее результатах. Так, например, при общении с учениками в ходе диагностирования прилагались все усилия для создания доброжелательной атмосферы занятия. Общение проходило в доверительном тоне, непринужденной манере. В качестве помощников для эксперимента были приглашены лица, неоднократно присутствующие на занятиях, т.к. в психолого-педагогической литературе указывается факт, что знакомство испытуемого с экспериментатором заметно влияет и улучшает в пользу испытуемых результаты данной процедуры.

В то же время доброжелательность способствует установлению не только личностного, но и творческого контакта.

Предварительное знакомство также помогло выполнению еще одного требования к процедуре диагностирования: исходить не столько от достигнутого на определенный момент реального уровня музыкального развития испытуемого, сколько от видения и понимания индивидуальных перспектив в музыкальном развитии каждого школьника. Т.е., экспериментатор должен уметь проецировать музыкальное развитие ребенка, "работать" с ним в зоне "ближайшего развития" музыкальной культуры, художественного интеллекта, музыкальных способностей. Индивидуальный опрос дал возможность проявлять гибкость в подходе к учащимся в соответствии с их возможностями.

К разряду специфических особенностей художественной диагностики относится процесс проецирования личностных качеств испытуемых на предъявляемый объект или субъект. Действие этих механизмов отчетливо прослеживается в области художественной и музыкальной педагогики. В частности, В.И. Петрушин пишет, что "…музыкальное произведение представляет собой своеобразный экран. То, с каким образом связываются у человека те или иные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе определенные жизненные ценности".

В ходе проведения диагностических методик учитывалось, что при восприятии музыкального произведения обязательно проявляется проекция субъективности восприятия личностью событий или ассоциативных рядов.

При проведении обследования, по возможности, избегалось использование: 1) незнакомого музыкального инструментария; 2) заданий, не связанных с обозначенной проблематикой и не имеющих конкретной формулировки. Первое связано с тем, что неумение обращаться с инструментами может привести либо к их нежеланию включаться в выполнение задания, либо наоборот, заставит их взять в руки инструменты только ради того, чтобы собственноручно апробировать их. При невыполнении этого положения показатели музыкального развития могут оказаться несколько ниже. Второе обусловлено тем, что неконкретность поставленных перед школьниками задач и вопросов, а также удаленность их от сути изучаемой проблемы утяжеляет и затрудняет проведение диагностического обследования.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потреб ...

Становление лексико-грамматической системы у детей в норме
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. ...

Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г. и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социал ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru