Основные требования к уроку

Аналитическое образование » Основные требования к уроку

Страница 1

Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном своем смысле слово «урок» означало трудовое задание, которое требуется выполнить за определенный срок. Школьный урок тоже можно рассматривать как трудовое (учебное) задание классу, рассчитанное на определенный срок (45, 90 или другое количество минут).

Урок как форма учебной работы существует с XVII в. то есть более 300 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается основной формой организации учебных занятий. В этом определении – «основная форма» – предупреждение: не увлекайтесь второстепенными формами учебной работы, старайтесь полностью использовать богатые возможности урока, прежде всего. На уроке ученики не только учатся, но и работают в коллективе, привыкают к нормам общения в нем, вместе и каждый в отдельности переживают свое отношение к изучаемому, друг к другу, к учителю. А это и есть воспитание.

Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что большой процесс обучения складывается из отдельных звеньев – уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь.

Важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения, если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.

Надо твердо помнить: Ваш урок – это непосредственное продолжение и развитие тех идей, которые были усвоены учащимися раньше, и в то же время ступенька к будущим знаниям.

Но на уроке складываются из отдельных «кирпичиков» не только знания, но и чувства, переживания, привычки, растет умение познавать, думать, рассуждать. И воспитание чувств не менее важно, чем формирование знаний. Но если «кирпичики» знаний более или менее осязаемы, перечислены в программах, материализованы в учебниках, то чувства, переживания, умение думать, умение жить и трудиться в коллективе могут показаться чем-то неуловимым. Нигде они, к сожалению, не систематизированы и не перечислены, ни в какой программе не указан порядок их постепенного наращивания – в значительной степени, конечно, потому, что порядок этот гораздо хуже изучен педагогикой и психологией, гораздо более причудлив, чем порядок формирования знаний.

Сложность заключается еще и в том, что в отличие от теоремы Пифагора или правописания безударных гласных, умение рассуждать или умение сочувствовать закладываются не специально, а попутно. Совместно с изучением конкретных предметов, тем или разделов. И даже умение сравнивать или умение выделять главное тоже приобретаются попутно и тоже в значительной степени до и вне школы, до и вне уроков, хотя школа, урок предъявляют к учащимся достаточно высокие требования в этом отношении.

Ясно, однако, что без систематического, последовательного, целенаправленного формирования личности учащегося в целом, а не только его знаний немыслимо полноценное обучение, полноценный урок. А из этого следует, что, задумываясь о месте своего урока в системе знаний, учитель обязан заботиться и о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие учащихся.

Дидактические задачи обучения.

В ходе обучения учащиеся овладевают новыми знаниями и умениями. Этот процесс очень сложен. В результате первоначального знакомства с новыми знаниями происходит первичное, очень неглубокое и прочное их усвоение. Это первая дидактическая задача.

Значит должна обязательно потребоваться дополнительная работа над материалом. Эта работа – так называемое закрепление – является второй дидактической задачей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru