Основные требования к уроку

Аналитическое образование » Основные требования к уроку

Страница 3

Словом, излишне прямолинейное отношение к системе специализированных уроков может привести к формализму: учебный процесс тогда строится исходя не из интересов дела обучения, а из стремления во что бы то ни стало соблюсти соотношение количества времени, отводимое на первичное усвоение материала, на его закрепление и контроль знаний. Тип урока преподаватель определяет, исходя из содержания учебного материала, задач обучения и отведенного на данную тему времени, а также реальных возможностей конкретной учебной группы или класса, конкретных учащихся.

Комбинированный урок.

Комбинированным, или смешанным, типом урока пытаются решить все дидактические задачи на протяжении одного и того же занятия. Соответственно урок делится на три этапа. Сначала обычно идет проверка знаний, затем отработка нового материала, наконец, его закрепление. На комбинированном уроке надо все успеть, здесь действует довольно жесткий регламент: 3–5 минут отводится на «организационный момент» и проверку домашних работ, 12–15 – на проверку знаний, 15–20 – на новый материал, 5–7 – на его закрепление, 1 -2 – на домашнее задание (цифры, конечно, условные и рассчитанные на 45-минутный урок).

На практике очень трудно соблюсти этот регламент. В первую очередь страдает от нехватки времени объяснение нового материала. Накопление оценок, которое также необходимо, очевидно может пострадать от той же нехватки времени. Можно также упомянуть о той однообразности, которая обязательно возникнет при постоянном применении комбинированных уроков: за оргмоментом идет повторение ранее пройденного материала, затем – новая тема, затем – закрепление и т.д.

Встречаются в практике «парные комбинации»: когда с проверкой знаний: когда с проверкой знаний, например, можно не спешить, изучение нового материала комбинируется только с последующим закреплением. В другом случае возможна комбинация: проверка – новый материал, без специального закрепления. Не исключен и третий вариант: проверка по прошлым темам – закрепление (в виде упражнений и пр.) по текущей теме. Эти «парные» комбинации дают дополнительный резерв времени (за счет выпавшего третьего звена), что позволяет основательнее поставить работу и, следовательно, представляют несомненный вклад в совершенствование комбинированного урока.

Еще один немаловажный момент, который уже получил «гражданство» в методике комбинированного урока: попутное, или сопутствующее, закрепление: объяснение в меру возможности и необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверка превращается в одновременное закрепление, иногда даже с элементами новых знаний; в процессе закрепления оказывается проверка старого и снова – элементы нового. Против такого комбинирования трудно возразить: здесь оно диктуется не формальными соображениями выполнения канонических требований, а интересами дела.

Заслуживает внимания и такое комбинирование: по окончании объяснения нового материала целесообразно тезисно, в нескольких предложениях пройти по всей новой теме, напомнить учащимся о ключевых моментах пройденного материала. Если при этом повторение будет сопровождаться демонстрацией наглядного материала при помощи какого-нибудь технического средства обучения, эффект будет только увеличен – визуальная информация более эффективно влияет на процесс запоминания.

Так же как и специализированные уроки, комбинированные уроки имеют и положительные, и отрицательные стороны. Важно уметь учитывать и использовать первые и обходить вторые.

Определение структуры урока.

Логически после всего вышесказанного было бы задаться вопросом: как определить ту оптимальную структуру урока, которая стала бы «золотой серединой» и решила все проблемы? Для этого необходимо выяснить рабочие, или технологические, требования к ведению урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Экспериментальная проверка разработанной методики обучения
Основной целью экспериментального исследования являлась: проверка гипотезы, согласно которой предложенные содержание и методы обучения по изучению темы «Базы данных» способствуют повышению уровня информационной подготовки учащихся в области технологий хранения и поиска данных, а также положительно ...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...

Психолого - педагогические принципы развития мышления школьников
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возмож­ность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности. Мы беремс ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru