Основные требования к уроку

Аналитическое образование » Основные требования к уроку

Страница 6

Еще один фактор, влияющий на темп работы на уроке. Например, в начале учебного дня он меньше, к середине – вырастает, достигая максимального, потом начинает снижаться до минимума к концу дня. Примерно такая же картина применительно к учебной неделе. Есть еще определенные уроки, после которых снижается мыслительная деятельность: после урока физкультуры, например, нет смысла требовать от учащихся максимума отдачи – они разгорячены предыдущим уроком и их внимание рассеяно. Лучше постараться создать такие условия, чтобы они быстрее смогли сконцентрировать свое внимание и темп работы на уроке смог бы повыситься до требуемого.

Систематическая последовательность и преемственность учебных операций.

Систематическая последовательность означает такую связь действий, где каждая последующая операция становится возможной только после правильного выполнения предыдущей, т.е. предполагается преемственность учебных операций. Это напоминает разветвляющийся алгоритм: если правильно выполнена предыдущая операция, то можно перейти к следующей иначе нужно вернуться к началу предыдущей операции и повторить все необходимые действия. Сама фраза напоминает разветвляющийся алгоритм: если… то… иначе.

Здесь можно выделить два уровня систематической последовательности: внутреннюю – это касается темы урока (изучаемый материал должен быть рассмотрен в логической последовательности – от простого к сложному) и внешнюю – тема текущего урока должна органично вписываться в общую канву тем как данного предмета, так и иметь межпредметные связи.

Завершенность операций

Этот пункт перекликается с предыдущим и, может быть, даже является его частью. Нельзя перейти от повторения ранее пройденного материала к изучению нового, если оценки сплошь и рядом отрицательные: нет знаний прошлого материала – не будет базы и для нового. Точно также, нельзя дать качественные знания нового материала, если при попутном закреплении выявляется непонимание материала: не понята часть – не будет понимания и общей картины.

Экономия времени на уроке

Производительность всякого труда определяется тем, насколько продуктивно используется рабочее время. Отсюда вытекает принцип экономии времени на уроке.

Прежде всего не должно быть пустой траты времени на уроке: учащиеся больше устают на уроке не от работы, а от безделья.

Непроизводительная трата времени может появиться на уроке по разным причинам: успокаивание учащихся в начале урока; проверка наличия учащихся по журналу; выяснение вопроса, что было задано на дом; «вытягивание» учащегося, явно не готового к уроку и т.д. (этот список можно продолжать). Здесь налицо прямой вред уроку: очень легко вывести учащихся из рабочего состояния, очень труден обратный процесс.

Одним из основных параметров урока является его плотность. И чем она выше, тем производительнее трудятся на уроке преподаватель и учащиеся. Поэтому, если встает вопрос, каким методом лучше всего вести урок, то при прочих равных условиях предпочтение отдается тому, который более экономичен в смысле времени.

Экономия времени должна быть, конечно, разумной. Нельзя перегружать учащихся сверх меры: ничего, кроме вреда, это не принесет.

Непрерывный контроль и самоконтроль

Контроль в течение урока просто необходим. Имеется в виду не только контроль знаний – без этого нет обучения, – но и контроль работы учащихся. Если видно, что учащиеся устали, просто необходимо сделать разгрузочную паузу. С другой стороны, контроль является и самоконтролем: если видны признаки непонимания учащимися объясняемой темы, то необходимо проанализировать ситуацию и сделать для себя соответствующие выводы: метод для объяснения данного материала непригоден и необходимо его сменить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Методика работы с детьми по зрительному восприятию
Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они плохо видят отдаленные объекты: дома, движущиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в небе и т.д. поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, необходимо: создат ...

Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...

Межкультурная компетенция как показатель уровня сформированности вторичной языковой личности
Анализируя тенденции развития теории и практики обучения иностранным языкам второй половины ХХ века, Д. Дэвидсон и О.Д. Митрофанова пишут: «С 50-х до 80-х в мире существенно изменились методические ориентации, что нашло отражение в ведущих терминах методики, в целевых установках обучения» «обучение ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru