Основные требования к уроку

Аналитическое образование » Основные требования к уроку

Страница 4

Что такое урок? Урок есть процесс выполнения трудового, в нашем случае учебного задания. Как любой трудовой процесс, он включает работника, предмет его труда, необходимые средства и орудия.

Совокупность трудовых операций, осуществляемых работником, образует технологический процесс, Всякий технологический процесс подчинен определенным общим требованиям. По отношению к уроку эти требования, по-видимому, можно свести к следующим требованиям:

отчетливая целенаправленность урока;

достаточное организационное и материальное обеспечение урока;

оптимальный психологический режим урока; оптимальный темп и ритм работы на уроке;

систематическая последовательность и преемственность учебных операций;

завершенность операций;

экономия времени на уроке;

непрерывный контроль и самоконтроль;

восстановление делового равновесия при его нарушении;

закрепление и отработка знаний и умений;

непрерывное совершенствование учебного процесса (обобщающее требование).

Отчетливая целенаправленность урока.

Преподаватель должен ясно представлять, какую порцию знаний он даст на уроке; чем знания, умения и навыки класса до начала урока будут отличаться от знаний, умений и навыков этого же класса в конце этого урока, т.е. что будет сделано для общего умственного развития учащихся; какие будут восполнены пробелы, что будет просто восстановлено в памяти и что потребует основательного закрепления и что окончательной отделки. Наряду с общей целью для всего класса надо формулировать и частные цели - для учащихся, которыми преподаватель намерен заняться специально.

Таким образом, оказывается, что урок всегда имеет не одну, а много целей. Возможно, что и сам учитель запутался бы в их многообразии, если бы не одно простое правило: все эти цели преследуются и достигаются в ходе усвоения знаний, умений и навыков.

Что значить усвоить знания? Усвоить, то есть буквально сделать своими, означает понять, запомнить и уметь применить. Если отсутствует хотя бы один из этих компонентов усвоения, нет и самого усвоения.

Мало только понять, так как человеку свойственно забывать полученную информацию – это физиологический закон. Мало также и просто запомнить: нигде не используемая информация также быстро улетучивается из памяти.

Лишь единство понимания, запоминания и умения применить знания образует усвоение. Нет надобности выдумывать разнообразные цели урока, а надо лишь четко себе представлять, как они будут естественно реализовываться в ходе обучения конкретным знаниям, умениям и навыкам.

С самого начала урока до самого его конца учитель должен идти твердым курсом к поставленной цели, настойчиво добиваясь ее осуществления, с тем чтобы потом быть в состоянии сказать себе, что вот эта часть цели оказалась выполненной безупречно, эта – не совсем, а с этой получилась явная неудача.

Достаточное организационное и материальное обеспечение урока.

Для того чтобы наилучшим образом достигнуть цели, работу нужно правильно и четко организовать, все необходимое для нее должно быть заблаговременно и в достаточном количестве подготовлено. Это и называется требованием достаточного организационного и материального обеспечения урока.

Для нормального течения урока необходимо, чтобы все учащиеся к началу занятий были бы на своих местах и готовы к работе; кабинет был в полном порядке; все необходимые для данного урока учебные материалы и технические средства обучения были налицо, учебники и письменные принадлежности, классный журнал, классная доска, мел – наготове; чтобы учитель обеспечивал интенсивную, а стало быть, и результативную, работу всего класса и каждого учащегося на протяжении всего урока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Детальное освещение некоторых видов перспективной и текущей подготовки мастера
Разработка ПТП для мастера ПТП не обязательный документ, но его рекомендуется составлять начинающим и молодым мастерам. Качество плана не удается оценить на этапе его разработки, потому что реализация этого педагогического проекта зависит не только от планирования, но и от ситуаций, которые сложили ...

Цели развития индивидуальности
И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.) ...

Беседа – один из самых древних и популярных методов работы
Младший школьный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы учителей и родителей. Грамотный (настоящий, талантливый, компетентный) читатель - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художеств ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru