Оптимальный психологический режим урока.
В любом деле требуются оптимальные (наиболее благоприятные) условия, при которых предмет труда легче поддается рабочему воздействию.
Применительно к уроку оптимальный технологический режим означает создание такой психологической атмосферы, при которой лучше всего протекает учебная работа. Он означает создание у класса такого настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело, и в то же время спокойно и ровно работают на протяжении всего урока. Это достигается, прежде всего, устранением всего того, что мешает учащемуся сосредоточиться, отвлекает, раздражает: в общей ли классной обстановке, в поведении ли товарищей или учителя или в собственной работе учащегося.
Много существует разных причин, объясняющих тот факт, что психологическая обстановка в классе неблагоприятная. Можно говорить о разных, но в первую очередь нужно начать с себя, преподавателя. Редки ли случаи, когда учитель входит в класс, мягко говоря, не в форме. То ли конфликт дома, то ли по дороге на работу, то ли уже на работе – все это не должно позволить преподавателю срывать свое плохое настроение на учащихся. Они сразу видят, что учитель сегодня «злой». До нормальной работы ли теперь? Только и жди, что тебя будут сейчас ругать, скорее всего, зря. Тут только один совет: преподаватель, спрячь свое плохое настроение подальше, не смей срывать плохое настроение на детях!
Есть и такое мнение: детей надо держать в «ежовых рукавицах», чем строже с детьми, тем лучше для них. Для иезуитских орденов этот девиз, наверняка, подошел бы. Но только не для современной школы. Не нагнетать обстановку, а разрежать ее: это будет гораздо вернее. Некоторые молодые преподаватели «страшатся» еще и потому, что боятся каверзных лишних вопросов: мол, пусть лучше меня боятся, чем лишний раз спросят. Не бояться вопросов, а наоборот, всем своим поведением вызывать их. Лишний контакт с учащимися только сблизит преподавателя с учащимися, сделает обстановку более располагающей к творческой работе.
Наряду со всем сказанным, есть и еще один фактор – вера учителя в своих учеников, в то, что они могут и будут хорошо учиться. Это проверено и доказано экспериментально.
Оптимальный темп работы на уроке.
Очень сложно подобрать оптимальный темп работы на уроке. Он может зависеть от ряда факторов, но в конечном итоге все-таки все сведется к индивидуальным способностям учащихся – ведь для каждого из них существует свой оптимальный темп. Как же быть? Не реально же перейти к индивидуальному обучению: для этого вряд ли найдется возможность. Попытки выйти из этого делались многими светлыми умами. Заслуживает внимания такой вариант: объяснение нового материала можно произвести в виде коллективной работы всей группы учащихся. А вот последующее закрепление можно провести в виде индивидуальных заданий.
Хорошим подспорьем здесь может служить программированное обучение. Оно, конечно же, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести то, что учащиеся имеют возможность работать с заданием индивидуально. Особенно это полезно для средних и слабых учащихся, которые стесняются своих знаний.
И еще, полезно помнить, что медленно работать не значит хуже. Многие медленно думающие отличаются глубиной, основательностью суждений, чем выгодно отличаются от скородумов, знания которых иногда являются поверхностными.
И уж конечно, не следует ставить в вину медленно думающим учащимся их скорость освоения материала. Ни к чему, кроме отрицательного результата, это не приведет.
Большое значение в работе учащихся имеет ритмичность нагрузки на них в течение урока. Резкая смена темпа в работе ни к чему хорошему не приведет: они только быстрее утомятся и усвоение материала резко снизится.
Статьи по теме:
Констатирующий этап исследования
В соответствии с целями исследования за основу методики на первом этапе был взят метод Калмыковой З. И. (Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.). Нами была проведена модификация этого теста. В связи с тем, что занятия по экспериментальной программе представилось воз ...
Методы изучения коллективных явлений
Процессы воспитания, обучения носят коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также ...
Проект формирования у младших школьников умения
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему
миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...