Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционной работы по преодолению данного речевого дефекта.
Осуществляя коррекционную работу по устранению данного речевого нарушения необходимо следовать основным логопедическим принципам:
Патогенетический принцип. Принцип учета механизма данного нарушения.
Принцип учета «зоны ближайшего развития».
Принцип максимальной опоры на различные анализаторы. Вовлечение возможно большего количества функциональных систем.
Принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции.
Принцип комплексности. Логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
Принцип системности. Формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы.
Принцип деятельностного подхода. Развитие речи как сложной многоуровневой деятельности.
Принцип поэтапного формирования психических функций.
Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования речевой функции. (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова)
Учитывая логопедические принципы, воздействие на ребенка-логопата должны оказывать все школьные специалисты.
Мы считаем, что с данным ребенком следует работать по следующим направлениям:
Развитие речевого дыхания;
Развитие просодической стороны речи;
Развитие артикуляционного праксиса;
Развитие фонематических процессов;
Развитие языкового анализа и синтеза;
Развитие графо-моторных навыков;
Развитие высших психических функций личности.
Рис. 4. Взаимодействие школьных специалистов.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся три раза в неделю, на каждом занятии комбинируются различные виды работы. Возможно включение данного ребенка в работу групп со сходными речевыми нарушениями.
Таблица 1. Расписание логопедических занятий
Дни недели |
понедельник |
среда |
пятница |
Время занятий |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.00 – 13.40 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
Наиболее подробно систему коррекционной работы можно рассмотреть на примере календарно-тематического планирования логопедических занятий составленных нами на одну рабочую четверть. Все виды упражнений, игр, заданий представлены в приложении к данной работе ( 1-7).
Кроме школьного логопеда коррекционную работу по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания могут проводить и другие школьные специалисты.
Статьи по теме:
Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся к следующим принципам. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; В учебном материале следует четко выделять фо ...
Влияние педагогического общения на межличностные
отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...
Использование стихов и пословиц при обучении немецкой грамматике
Мы уже неоднократно убеждались в том, что обучение иностранному языку представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого в результате взаимодействия обучающего и обучаемого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта в соответствии с заданной целью. В н ...