Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционной работы по преодолению данного речевого дефекта.
Осуществляя коррекционную работу по устранению данного речевого нарушения необходимо следовать основным логопедическим принципам:
Патогенетический принцип. Принцип учета механизма данного нарушения.
Принцип учета «зоны ближайшего развития».
Принцип максимальной опоры на различные анализаторы. Вовлечение возможно большего количества функциональных систем.
Принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции.
Принцип комплексности. Логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
Принцип системности. Формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы.
Принцип деятельностного подхода. Развитие речи как сложной многоуровневой деятельности.
Принцип поэтапного формирования психических функций.
Онтогенетический принцип. Учет последовательности формирования речевой функции. (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова)
Учитывая логопедические принципы, воздействие на ребенка-логопата должны оказывать все школьные специалисты.
Мы считаем, что с данным ребенком следует работать по следующим направлениям:
Развитие речевого дыхания;
Развитие просодической стороны речи;
Развитие артикуляционного праксиса;
Развитие фонематических процессов;
Развитие языкового анализа и синтеза;
Развитие графо-моторных навыков;
Развитие высших психических функций личности.
Рис. 4. Взаимодействие школьных специалистов.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся три раза в неделю, на каждом занятии комбинируются различные виды работы. Возможно включение данного ребенка в работу групп со сходными речевыми нарушениями.
Таблица 1. Расписание логопедических занятий
Дни недели |
понедельник |
среда |
пятница |
Время занятий |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.00 – 13.40 Индивидуальные занятия с логопедом |
13.30 – 14.10 Индивидуальные занятия с логопедом |
Наиболее подробно систему коррекционной работы можно рассмотреть на примере календарно-тематического планирования логопедических занятий составленных нами на одну рабочую четверть. Все виды упражнений, игр, заданий представлены в приложении к данной работе ( 1-7).
Кроме школьного логопеда коррекционную работу по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания могут проводить и другие школьные специалисты.
Статьи по теме:
Проектирование работы по развитию скоростно-силовых способностей у детей с
отклонениями в поведении посредством подвижных игр
Из проведенного исследования видно, что дети с отклонениями в поведении действительно имеют низкий уровень сформированности скоростно-силовых способностей, поэтому необходимо проводить коррекционную работу. Данная работа может проводиться на занятиях, в повседневной жизни, на прогулке также в индив ...
Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется в ...
Рекомендации по доработке проекта
«Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...