Как особый вид занятий на уроках русого языка учитель начальных классов может давать следующие задания:
- Определение наличия или отсутствия звука в слове.
- Вычленение звука из начала или конца слова.
- Определение последовательности и количества звуков в слове.
- Группировка слов по звуковому составу.
- Определение положения звука в слове относительно других звуков.
- Слоговой анализ слов «Длинные - короткие».
- Восстановление деформированного текста с пропущенными буквами.
На уроках чтения возможно развитие просодической стороны речи:
- Проговаривание чистоговорок.
- Проговаривание скороговорок.
- Чтение ритмичных стихотворений.
- Чтение по ролям с подражанием героям детских произведений.
- Разучивание и выразительное чтение стихотворений.
Учитель физкультуры развивает общую моторику, что благотворно воздействует на развитие мелкой и артикуляционной моторики, а так же физиологическое дыхание. На своих занятиях учитель физкультуры может использовать следующие задания: игра «Футбол», игра «Пароходы», упражнение «Осенние листочки».
Учитель музыки работает над развитием внимания детей, формирует умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, учит передавать в движении темп музыки, ее характер, ритм. Эти задания способствуют развитию просодической стороны речи и развитию высших психических функций.
На своем уроке учитель музыки может использовать следующие задания:
- Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания.
- Работа с неречевыми звуками. Узнавание на слух: треск, журчание, щелканье, стук и т.д.
- Сравнение неречевых звуков со звуками речи. Игра «Что на что похоже?»
Педагог – психолог школы также работает с ребенком логопатом, его основная задача - развитие психологической базы речи. Кроме школьных специалистов с ребенком, имеющим речевой дефект, в том числе и нарушения письменной речи, могут заниматься родители.
Во время проведения коррекционной работы по преодолению различного вида дисграфий оценки по русскому языку не выставляются.
Таким образом, нами были составлены методические рекомендации по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. Придерживаясь, данных методических разработок можно проводить эффективную работу по устранению дисграфических ошибок. Методические рекомендации построены с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи. Представленные методические рекомендации могут быть использованы для работы с детьми младшего школьного возраста при проведении групповых занятий по русскому языку или факультативов.
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка.
Цель обследования – определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушений, составляющих ее компонентов.
Статьи по теме:
Сущность Национального проекта «Образование»
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в ...
Речевое развитие детей с умственной отсталостью
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. ...
Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...