Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 1

Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности.

Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целях, задачах и содержании программы "Мир музыки" с 1 по 4 класс.

Так в разделе "Мир звуков" (1 кл., 1-2 четверть) наряду с развитием ассоциативно-образного восприятия, художественного осмысления звуковой реальности в процессе слушательского анализа и исполнительской практики, акцентируется внимание на интеграции музыки, движения, элементов драматизации и изобразительного искусства, в том числе на формировании творческих навыков переноса звуковых ощущений на язык изобразительных и пластических форм (темы: "Что могут рассказать нам звуки", "Звуки и краски Природы"). В теме "Музыкальные звуки" наряду с выразительными особенностями человеческого голоса, музыкальных инструментов (слушание, игра на орф-инструментах) формируются навыки речевого, пластического интонирования, интонационного осмысления изобразительного искусства в контексте передачи конкретных художественных впечатлений.

Большой раздел "Мир музыки" (3-4 четв. 1 – 4 кл.) ставит своей основной задачей развитие творческих, эвристических способностей детей, личного эмоционального опыта в процессе освоения интонационной природы искусств (2 кл.), основных жанров и форм народной, классической и духовной музыки (3-4 кл.) в контексте всех проявлений художественного осознания действительности. Но при этом музыкальное искусство является цементирующим, основополагающим.

Остановимся на наиболее интересных, с нашей точки зрения, методах творческого постижения учащимися единого художественного пространства в условиях интегрированного урока музыки.

1. Метод элементарного музицирования является одним из базовых методов программы "Мир музыки". Он отражает основное положение педагогической концепции известного немецкого педагога и композитора К.Орфа - "элементарная музыка" объединяет как равноправные компоненты движение и речь, являющиеся основами музыкального искусства. "Элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику". Из них очевидно, что речь идет о полихудожественном понятии, которое имеет отношение к исходным синкретическим культурам древности, в том числе высоким (античность, Древний Китай), современным культурам неевропейских народов, а также к сегодняшним фольклорным традициям, в которых все еще продолжают сохраняться черты первоначального синкретизма.

Смысл, значение и роль элементарной музыки полностью осуществляются и осознаются лишь в живом звучании и активном участии в продуцировании. Внутренней сутью этой музыки является креативность, так как элементарная музыка — первейший акт самовыражения и творчества человека.

Элементарная музыка оперирует простейшими элементами (ритм, мелос, тембр) в простейших формах — интонационно-ритмических, ладовых, структурных: пентатонно-диатоническая ладовая основа, монофония или гетерофония на фундаменте педальных звуков, остинато и бурдонов. Одноголосное мелодическое движение удваивается параллельным движением, украшается дискантированием. Элементарная композиция пользуется средствами, которые легко сохраняются в памяти без помощи нотной записи. Отдельные письменные "знаки" для памяти - это лишь вехи для воссоздания композиции в импровизационном развертывании.

Связь музыки с речью и пластикой (движением, жестом) — одно из основных и общеизвестных положений музыковедения. Музыка использует речевые интонации, которые становятся источниками и целостными носителями смысла Другим важным источником музыкального языка является движение и жест. Музыка опирается на интонационно-речевой и двигательно-пластический опыт жизни (Медушевский, 1988). Связь эта обусловлена и самой биологической природой человека (имеющего, как известно, два способа сенсорного самовыражения: звуковое и двигательное).

Метод элементарного музицирования в условиях программы "Мир музыки" нацелен на:

формирование у детей импровизационного мышления, умения фантазировать, придумывать, комбинировать знакомый материал в речевых, пластических, двигательных формах, и делать это спонтанно,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Принципы отбора содержания системы самостоятельных работ тематического контроля знаний учащихся
Предлагаемая система самостоятельных работ предназначена для осуществления контроля за знаниями учащихся 8 классов. Ее содержание ориентировано на учебник Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С. Б Суваровой; под редакцией С.А. Теляковского "Алгебра. Учебник для 8 класса средней школы&qu ...

Принципы обучения оригами
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки. В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством ...

Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и но ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru