Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 1

Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности.

Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целях, задачах и содержании программы "Мир музыки" с 1 по 4 класс.

Так в разделе "Мир звуков" (1 кл., 1-2 четверть) наряду с развитием ассоциативно-образного восприятия, художественного осмысления звуковой реальности в процессе слушательского анализа и исполнительской практики, акцентируется внимание на интеграции музыки, движения, элементов драматизации и изобразительного искусства, в том числе на формировании творческих навыков переноса звуковых ощущений на язык изобразительных и пластических форм (темы: "Что могут рассказать нам звуки", "Звуки и краски Природы"). В теме "Музыкальные звуки" наряду с выразительными особенностями человеческого голоса, музыкальных инструментов (слушание, игра на орф-инструментах) формируются навыки речевого, пластического интонирования, интонационного осмысления изобразительного искусства в контексте передачи конкретных художественных впечатлений.

Большой раздел "Мир музыки" (3-4 четв. 1 – 4 кл.) ставит своей основной задачей развитие творческих, эвристических способностей детей, личного эмоционального опыта в процессе освоения интонационной природы искусств (2 кл.), основных жанров и форм народной, классической и духовной музыки (3-4 кл.) в контексте всех проявлений художественного осознания действительности. Но при этом музыкальное искусство является цементирующим, основополагающим.

Остановимся на наиболее интересных, с нашей точки зрения, методах творческого постижения учащимися единого художественного пространства в условиях интегрированного урока музыки.

1. Метод элементарного музицирования является одним из базовых методов программы "Мир музыки". Он отражает основное положение педагогической концепции известного немецкого педагога и композитора К.Орфа - "элементарная музыка" объединяет как равноправные компоненты движение и речь, являющиеся основами музыкального искусства. "Элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику". Из них очевидно, что речь идет о полихудожественном понятии, которое имеет отношение к исходным синкретическим культурам древности, в том числе высоким (античность, Древний Китай), современным культурам неевропейских народов, а также к сегодняшним фольклорным традициям, в которых все еще продолжают сохраняться черты первоначального синкретизма.

Смысл, значение и роль элементарной музыки полностью осуществляются и осознаются лишь в живом звучании и активном участии в продуцировании. Внутренней сутью этой музыки является креативность, так как элементарная музыка — первейший акт самовыражения и творчества человека.

Элементарная музыка оперирует простейшими элементами (ритм, мелос, тембр) в простейших формах — интонационно-ритмических, ладовых, структурных: пентатонно-диатоническая ладовая основа, монофония или гетерофония на фундаменте педальных звуков, остинато и бурдонов. Одноголосное мелодическое движение удваивается параллельным движением, украшается дискантированием. Элементарная композиция пользуется средствами, которые легко сохраняются в памяти без помощи нотной записи. Отдельные письменные "знаки" для памяти - это лишь вехи для воссоздания композиции в импровизационном развертывании.

Связь музыки с речью и пластикой (движением, жестом) — одно из основных и общеизвестных положений музыковедения. Музыка использует речевые интонации, которые становятся источниками и целостными носителями смысла Другим важным источником музыкального языка является движение и жест. Музыка опирается на интонационно-речевой и двигательно-пластический опыт жизни (Медушевский, 1988). Связь эта обусловлена и самой биологической природой человека (имеющего, как известно, два способа сенсорного самовыражения: звуковое и двигательное).

Метод элементарного музицирования в условиях программы "Мир музыки" нацелен на:

формирование у детей импровизационного мышления, умения фантазировать, придумывать, комбинировать знакомый материал в речевых, пластических, двигательных формах, и делать это спонтанно,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни
В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Со ...

Проблема межличностных отношений в детской группе в психолого-педагогической науке
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [44, 3]. Именно эти отношения р ...

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи. Программа является результатом многолетних нау ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru