Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 3

На уроке учитель вместе с учащимися внимательно анализирует результаты домашнего задания, выбирает лучший вариант. (Некоторые учащиеся по своей инициативе сделали красочные рисунки персонажей сказки). В итоге получился следующий текст:

Гном. Я палитру взял цветную

И друзей себе рисую.

Белка. Каждый день без всякой спешки

Я в дупле грызу орешки.

Ежик. Не страшны мне злые волки:

На спине моей иголки.

Птичка. С солнцем я всегда встаю,

Лесу песенку пою.

Все. Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.

У.: У каждого героя получился очень выразительный поэтический текст. По нему мы можем судить о характере персонажа и, конечно же, о его настроении.

Сейчас вы выполните очень серьезное творческое задание – нужно найти музыкальные интонации, которые бы смогли дать не только яркую характеристику каждому герою нашей сказки, но и послужить основой для сочинения мелодии его песенки. Мы будем подбирать интонации каждый на своем инструменте, но затем перенесем их на музыкальные инструменты соответствующие героям: Гном – колокольчик-альт, волшебные краски – металлофон-альт, Птичка – колокольчики сопрано и т.д. (Учащиеся работают над заданием).

Примечание.

Подбор интонаций осуществлялся в пентатонике, в силу бесполутоновой специфики данного звукоряда (отсутствия тяготений) и возможности одновременного гармоничного сочетания звуков в процессе коллективной импровизации.

В результате найденных интонаций были смоделированы следующие мелодии песенок и музыка "волшебных красок":

Урок 17.

У.: На предыдущем уроке мы сочинили каждому герою свою песенку, придумали музыку "волшебных красок". Но как вы считаете, ребята, что нужно, чтобы наша музыка зазвучала более полно, красочно? Пока у нас есть только одна мелодия.

Д.: Нужно придумать музыку, под которую герои будут петь.

У.: Верно, необходимо придумать аккомпанемент. А какие инструменты нам в этом помогут?

Д.: Ксилофон, колокольчики, металлофон, блок-флейта, фортепиано…

У.: Итак, мы выбираем альтовые колокольчики, металлофон-сопрано и ксилофон-альт. Скажите, к какой группе музыкальных инструментов они относятся?

Д.: Ударных звуковысотных музыкальных инструментов.

У.: Но как вы считаете, можно в наш оркестр включить незвуковысотные ударные инструменты?

Д.: Да.

У.: А какие инструменты лучше всего подойдут к звучанию мелодических инструментов?

Д.: Треугольник, деревянная коробочка, маракасы.

У.: Правильно. Они нам помогу не только создать музыкальный образ, но и послужат ритмической основой нашего исполнения. А сейчас постараемся подобрать музыкальной сопровождение на звуковысотных ударных инструментах. Ориентиром в вашем подборе будут служить слоги: ТА-А – половинные ноты, ТА – четверти и ТИ-ТИ – восьмые. Попробуйте на музыкальных инструментах сыграть и спеть на звуке ДО – одну половинную ноту (дирижирует), две четверти, четыре восьмые. (Дети исполняют). Хорошо. Пожалуйста, сочиняйте свои варианты: 1-й – ряд – половинные ноты, 2-й – четверти, 3-й – восьмые. (Дети подбирают).

При помощи учителя дети останавливаются на следующих вариантах остинатного сопровождения:

Параллельно с разучиванием аккомпанирующей группой звуковысотных музыкальных инструментов, осуществлялась работа с группой ударных незвуковысотных (с опорой на известные учащимся ритмослоги: ТА-А, ТА и ТИ-ТИ).

В черновом варианте учитель пытается соединить мелодию каждой "песенки" с разученным остинатным сопровождением, тем самым, структурно подготовив форму рондо. В качестве рефрена выступала "тема Гнома" (А), эпизоды – темы "Белки" (B), "Ёжика" (C), "Птички" (D). Таким образом, музыкальную форму можно было выразить следующим образом: A-B-A-C-A-D-A.

Но на данном этапе работы модель представляла определенный интерес лишь только с точки зрения продуктивно-творческого процесса ее построения: сочинения учащимися сюжета, создания поэтического текста, музыкально-тематического материала адекватного заявленному образу, инструментального сопровождения, нахождения способов эмоционально-пластического, драматического выражения. Однако с позиции применения ее в качестве модели для построения импровизации, она требовала внутриструктурной разработки по принципу: тема - импровизация.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Особенности изучение педагогического процесса
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собо ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе
исследовательский научный школьник экология Научно – исследовательская работа учащихся во внеурочное время ведется на учебно-опытном участке, во время кружковой работы, на элективных курсах по биологии и экологии, во время экскурсий на природу. В средней школе № 31 уже несколько лет на уроках биоло ...

Кадровый состав средней школы
Важнейшей заботой педагогических советов учебных заведений было обеспечение школ учительскими кадрами. Если мужские учебные заведения не имели полных штатов учителей, то в женских гимназиях и прогимназиях и в эти годы или совсем не было своих штатных учителей, или очень мало. Большинство совместите ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru