Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 3

На уроке учитель вместе с учащимися внимательно анализирует результаты домашнего задания, выбирает лучший вариант. (Некоторые учащиеся по своей инициативе сделали красочные рисунки персонажей сказки). В итоге получился следующий текст:

Гном. Я палитру взял цветную

И друзей себе рисую.

Белка. Каждый день без всякой спешки

Я в дупле грызу орешки.

Ежик. Не страшны мне злые волки:

На спине моей иголки.

Птичка. С солнцем я всегда встаю,

Лесу песенку пою.

Все. Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.

У.: У каждого героя получился очень выразительный поэтический текст. По нему мы можем судить о характере персонажа и, конечно же, о его настроении.

Сейчас вы выполните очень серьезное творческое задание – нужно найти музыкальные интонации, которые бы смогли дать не только яркую характеристику каждому герою нашей сказки, но и послужить основой для сочинения мелодии его песенки. Мы будем подбирать интонации каждый на своем инструменте, но затем перенесем их на музыкальные инструменты соответствующие героям: Гном – колокольчик-альт, волшебные краски – металлофон-альт, Птичка – колокольчики сопрано и т.д. (Учащиеся работают над заданием).

Примечание.

Подбор интонаций осуществлялся в пентатонике, в силу бесполутоновой специфики данного звукоряда (отсутствия тяготений) и возможности одновременного гармоничного сочетания звуков в процессе коллективной импровизации.

В результате найденных интонаций были смоделированы следующие мелодии песенок и музыка "волшебных красок":

Урок 17.

У.: На предыдущем уроке мы сочинили каждому герою свою песенку, придумали музыку "волшебных красок". Но как вы считаете, ребята, что нужно, чтобы наша музыка зазвучала более полно, красочно? Пока у нас есть только одна мелодия.

Д.: Нужно придумать музыку, под которую герои будут петь.

У.: Верно, необходимо придумать аккомпанемент. А какие инструменты нам в этом помогут?

Д.: Ксилофон, колокольчики, металлофон, блок-флейта, фортепиано…

У.: Итак, мы выбираем альтовые колокольчики, металлофон-сопрано и ксилофон-альт. Скажите, к какой группе музыкальных инструментов они относятся?

Д.: Ударных звуковысотных музыкальных инструментов.

У.: Но как вы считаете, можно в наш оркестр включить незвуковысотные ударные инструменты?

Д.: Да.

У.: А какие инструменты лучше всего подойдут к звучанию мелодических инструментов?

Д.: Треугольник, деревянная коробочка, маракасы.

У.: Правильно. Они нам помогу не только создать музыкальный образ, но и послужат ритмической основой нашего исполнения. А сейчас постараемся подобрать музыкальной сопровождение на звуковысотных ударных инструментах. Ориентиром в вашем подборе будут служить слоги: ТА-А – половинные ноты, ТА – четверти и ТИ-ТИ – восьмые. Попробуйте на музыкальных инструментах сыграть и спеть на звуке ДО – одну половинную ноту (дирижирует), две четверти, четыре восьмые. (Дети исполняют). Хорошо. Пожалуйста, сочиняйте свои варианты: 1-й – ряд – половинные ноты, 2-й – четверти, 3-й – восьмые. (Дети подбирают).

При помощи учителя дети останавливаются на следующих вариантах остинатного сопровождения:

Параллельно с разучиванием аккомпанирующей группой звуковысотных музыкальных инструментов, осуществлялась работа с группой ударных незвуковысотных (с опорой на известные учащимся ритмослоги: ТА-А, ТА и ТИ-ТИ).

В черновом варианте учитель пытается соединить мелодию каждой "песенки" с разученным остинатным сопровождением, тем самым, структурно подготовив форму рондо. В качестве рефрена выступала "тема Гнома" (А), эпизоды – темы "Белки" (B), "Ёжика" (C), "Птички" (D). Таким образом, музыкальную форму можно было выразить следующим образом: A-B-A-C-A-D-A.

Но на данном этапе работы модель представляла определенный интерес лишь только с точки зрения продуктивно-творческого процесса ее построения: сочинения учащимися сюжета, создания поэтического текста, музыкально-тематического материала адекватного заявленному образу, инструментального сопровождения, нахождения способов эмоционально-пластического, драматического выражения. Однако с позиции применения ее в качестве модели для построения импровизации, она требовала внутриструктурной разработки по принципу: тема - импровизация.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...

Характеристика системы дополнительного образования детей
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является составляющей педагогической деятельности. Важнейшей задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способност ...

Типология учебных фильмов
Поскольку по дидактическим целям и возможностям эти аудиовизуальные средства обучения практически одинаковы, а различаются они лишь по техническим носителям, то целесообразно их рассматривать как единое понятие - учебные кино- и видеофильмы. К тому же учебное кино за последние годы почти полностью ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru