Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 3

На уроке учитель вместе с учащимися внимательно анализирует результаты домашнего задания, выбирает лучший вариант. (Некоторые учащиеся по своей инициативе сделали красочные рисунки персонажей сказки). В итоге получился следующий текст:

Гном. Я палитру взял цветную

И друзей себе рисую.

Белка. Каждый день без всякой спешки

Я в дупле грызу орешки.

Ежик. Не страшны мне злые волки:

На спине моей иголки.

Птичка. С солнцем я всегда встаю,

Лесу песенку пою.

Все. Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.

У.: У каждого героя получился очень выразительный поэтический текст. По нему мы можем судить о характере персонажа и, конечно же, о его настроении.

Сейчас вы выполните очень серьезное творческое задание – нужно найти музыкальные интонации, которые бы смогли дать не только яркую характеристику каждому герою нашей сказки, но и послужить основой для сочинения мелодии его песенки. Мы будем подбирать интонации каждый на своем инструменте, но затем перенесем их на музыкальные инструменты соответствующие героям: Гном – колокольчик-альт, волшебные краски – металлофон-альт, Птичка – колокольчики сопрано и т.д. (Учащиеся работают над заданием).

Примечание.

Подбор интонаций осуществлялся в пентатонике, в силу бесполутоновой специфики данного звукоряда (отсутствия тяготений) и возможности одновременного гармоничного сочетания звуков в процессе коллективной импровизации.

В результате найденных интонаций были смоделированы следующие мелодии песенок и музыка "волшебных красок":

Урок 17.

У.: На предыдущем уроке мы сочинили каждому герою свою песенку, придумали музыку "волшебных красок". Но как вы считаете, ребята, что нужно, чтобы наша музыка зазвучала более полно, красочно? Пока у нас есть только одна мелодия.

Д.: Нужно придумать музыку, под которую герои будут петь.

У.: Верно, необходимо придумать аккомпанемент. А какие инструменты нам в этом помогут?

Д.: Ксилофон, колокольчики, металлофон, блок-флейта, фортепиано…

У.: Итак, мы выбираем альтовые колокольчики, металлофон-сопрано и ксилофон-альт. Скажите, к какой группе музыкальных инструментов они относятся?

Д.: Ударных звуковысотных музыкальных инструментов.

У.: Но как вы считаете, можно в наш оркестр включить незвуковысотные ударные инструменты?

Д.: Да.

У.: А какие инструменты лучше всего подойдут к звучанию мелодических инструментов?

Д.: Треугольник, деревянная коробочка, маракасы.

У.: Правильно. Они нам помогу не только создать музыкальный образ, но и послужат ритмической основой нашего исполнения. А сейчас постараемся подобрать музыкальной сопровождение на звуковысотных ударных инструментах. Ориентиром в вашем подборе будут служить слоги: ТА-А – половинные ноты, ТА – четверти и ТИ-ТИ – восьмые. Попробуйте на музыкальных инструментах сыграть и спеть на звуке ДО – одну половинную ноту (дирижирует), две четверти, четыре восьмые. (Дети исполняют). Хорошо. Пожалуйста, сочиняйте свои варианты: 1-й – ряд – половинные ноты, 2-й – четверти, 3-й – восьмые. (Дети подбирают).

При помощи учителя дети останавливаются на следующих вариантах остинатного сопровождения:

Параллельно с разучиванием аккомпанирующей группой звуковысотных музыкальных инструментов, осуществлялась работа с группой ударных незвуковысотных (с опорой на известные учащимся ритмослоги: ТА-А, ТА и ТИ-ТИ).

В черновом варианте учитель пытается соединить мелодию каждой "песенки" с разученным остинатным сопровождением, тем самым, структурно подготовив форму рондо. В качестве рефрена выступала "тема Гнома" (А), эпизоды – темы "Белки" (B), "Ёжика" (C), "Птички" (D). Таким образом, музыкальную форму можно было выразить следующим образом: A-B-A-C-A-D-A.

Но на данном этапе работы модель представляла определенный интерес лишь только с точки зрения продуктивно-творческого процесса ее построения: сочинения учащимися сюжета, создания поэтического текста, музыкально-тематического материала адекватного заявленному образу, инструментального сопровождения, нахождения способов эмоционально-пластического, драматического выражения. Однако с позиции применения ее в качестве модели для построения импровизации, она требовала внутриструктурной разработки по принципу: тема - импровизация.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Особенности творческих проявлений и способностей детей
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Любая трудовая деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результат ...

Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса. Проведенная работа была направлена: - на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фиг ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта
Целью данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса. Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи : 1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru