Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 2

воспитание у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для драматизации, и в целом – для творчества;

формирование навыков взаимодействия, которые обеспечивают коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.

Таким образом, основными составляющими полихудожественной деятельности на уроках музыки являются активные формы элементарного музицирования: пение, игра на орф-инструментах, речевые упражнения, движение ("пластический жест") и театрализованная игра.

Рассмотрим особенности процесса реализации метода элементарного музицирования в 1 классе на конкретном примере разработки уроков, предварительно определив основные педагогические задачи освоения темы и ее краткое содержание.

Среди задач:

формирование представлений о средствах выразительности музыки (мелодия, лад, длительность, ритм, тембр, динамика, темп,) и других видов искусства (живописи, литературы, поэзии, танца);

развитие умений и навыков эстетического восприятия – сопереживания искусства и пробуждения на этой основе потребности и способности к продуктивному самовыражению в процессе музыкальной полихудожественной деятельности;

формирование художественно-образного мышления учащихся в процессе продуктивной музыкальной и полихудожественной деятельности;

развитие мелодического мышления и ощущения формы в процессе игр, творческих упражнений на звуковысотных элементарных музыкальных инструментах (ксилофонах, металлофонах, колокольчиках);

привитие навыка мелодизации текста и выбора мелодического остинато и бурдона на орф-инструментах.

В содержании темы хотелось бы сделать акцент на:

освоении выразительных особенностей музыкальных интонаций адекватных данному художественному образу;

воплощении художественного образа в музыке и других видах искусства через собственную творческую деятельность;

определении музыкального образа произведения, настроения героя;

поиске аналогов эмоционального настроения произведения в собственных жизненных ситуациях;

мелодической импровизации в форме рондо (в пределах пентатоники на фоне мелодического остинато и бурдона;

пении, движении под музыку, активном включении элементов театрализации.

Ниже рассмотрим фрагменты уроков в 1 классе.

Тема: "Волшебство музыки", 3 четверть, уроки 15-18 (фрагменты).

Урок 15.

Учитель. Смотрите, ребята! На доске у меня изображен гном-художник. (Гном в красочном костюме, в одной руке у него палитра, в другой – кисть).

Какой характер у гнома?

Дети. Веселый, задорный, хитрый…

У.: Похож ли он на гнома М.П. Мусоргского?

Д.: Нет. У Мусоргского он злой и очень трусливый.

У.: А давайте вместе сочиним сказочную историю про гнома-художника.

(Дети сочиняют свои истории. Учитель обобщает результаты творческого задания и предлагает лучший вариант).

У.: В волшебном лесу жил гном. Но он был совсем один одинешенек, потому что у гнома не было друзей. Однажды в старом чулане он обнаружил краски и кисточку. Он сдул с них пыль, и они как-то необычно прозрачно зазвучали, зазвенели. Дело в том, что эти краски были… волшебными. Волшебство их заключалось в следующем: все, что было нарисовано красками – оживало. Гном перестал грустить и нарисовал волшебными красками себе друзей: белку, ежика и птичку. И случилось чудо: они ожили. Все обрадовались, стали петь и танцевать.

А вот сейчас, мы выберем музыкальные инструменты, которые могли бы своим звучанием наиболее точно передать образ наших героев. (Выходит на характер персонажей).

В процессе поиска обращалось внимание на мотивацию выбора музыкального инструмента, его соответствие персонажу.

У.: Итак, наших героев озвучивают такие музыкальные инструменты:

Гном – альтовые колокольчики.

Волшебные краски – металлофон-альт.

Птичка – колокольчики-сопрано.

Белка – фортепиано.

Ежик – ксилофон-сопрано.

Но скажите, ребята, какой музыкальный инструмент, из тех, что есть в нашем классе, способен изобразить сказочное превращение рисунков в живых героев?

Д.: Треугольник, тарелка, колокольчики.

У.: Конечно, колокольчики. Ведь этот удивительный музыкальный инструмент звучит очень прозрачно и волшебно. И сказка у нас получилась светлая и очень добрая.

Учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания попробовать сочинить текст для песенок героев (две строчки) и подумать, о чем же они могут петь.

Урок 16.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятел ...

Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них. В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству ...

Краткая история развития правил дорожного движения и техники его регулирования
В настоящее время в большинстве стран мира правила дорожного движения в своей основе близки, поскольку они базируются на международных Конвенциях о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г. В разработке этих Конвенций принимали активное участие и советские специалисты. Тем не менее, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru