Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 2

воспитание у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для драматизации, и в целом – для творчества;

формирование навыков взаимодействия, которые обеспечивают коллективно-распределительный характер элементарной импровизации.

Таким образом, основными составляющими полихудожественной деятельности на уроках музыки являются активные формы элементарного музицирования: пение, игра на орф-инструментах, речевые упражнения, движение ("пластический жест") и театрализованная игра.

Рассмотрим особенности процесса реализации метода элементарного музицирования в 1 классе на конкретном примере разработки уроков, предварительно определив основные педагогические задачи освоения темы и ее краткое содержание.

Среди задач:

формирование представлений о средствах выразительности музыки (мелодия, лад, длительность, ритм, тембр, динамика, темп,) и других видов искусства (живописи, литературы, поэзии, танца);

развитие умений и навыков эстетического восприятия – сопереживания искусства и пробуждения на этой основе потребности и способности к продуктивному самовыражению в процессе музыкальной полихудожественной деятельности;

формирование художественно-образного мышления учащихся в процессе продуктивной музыкальной и полихудожественной деятельности;

развитие мелодического мышления и ощущения формы в процессе игр, творческих упражнений на звуковысотных элементарных музыкальных инструментах (ксилофонах, металлофонах, колокольчиках);

привитие навыка мелодизации текста и выбора мелодического остинато и бурдона на орф-инструментах.

В содержании темы хотелось бы сделать акцент на:

освоении выразительных особенностей музыкальных интонаций адекватных данному художественному образу;

воплощении художественного образа в музыке и других видах искусства через собственную творческую деятельность;

определении музыкального образа произведения, настроения героя;

поиске аналогов эмоционального настроения произведения в собственных жизненных ситуациях;

мелодической импровизации в форме рондо (в пределах пентатоники на фоне мелодического остинато и бурдона;

пении, движении под музыку, активном включении элементов театрализации.

Ниже рассмотрим фрагменты уроков в 1 классе.

Тема: "Волшебство музыки", 3 четверть, уроки 15-18 (фрагменты).

Урок 15.

Учитель. Смотрите, ребята! На доске у меня изображен гном-художник. (Гном в красочном костюме, в одной руке у него палитра, в другой – кисть).

Какой характер у гнома?

Дети. Веселый, задорный, хитрый…

У.: Похож ли он на гнома М.П. Мусоргского?

Д.: Нет. У Мусоргского он злой и очень трусливый.

У.: А давайте вместе сочиним сказочную историю про гнома-художника.

(Дети сочиняют свои истории. Учитель обобщает результаты творческого задания и предлагает лучший вариант).

У.: В волшебном лесу жил гном. Но он был совсем один одинешенек, потому что у гнома не было друзей. Однажды в старом чулане он обнаружил краски и кисточку. Он сдул с них пыль, и они как-то необычно прозрачно зазвучали, зазвенели. Дело в том, что эти краски были… волшебными. Волшебство их заключалось в следующем: все, что было нарисовано красками – оживало. Гном перестал грустить и нарисовал волшебными красками себе друзей: белку, ежика и птичку. И случилось чудо: они ожили. Все обрадовались, стали петь и танцевать.

А вот сейчас, мы выберем музыкальные инструменты, которые могли бы своим звучанием наиболее точно передать образ наших героев. (Выходит на характер персонажей).

В процессе поиска обращалось внимание на мотивацию выбора музыкального инструмента, его соответствие персонажу.

У.: Итак, наших героев озвучивают такие музыкальные инструменты:

Гном – альтовые колокольчики.

Волшебные краски – металлофон-альт.

Птичка – колокольчики-сопрано.

Белка – фортепиано.

Ежик – ксилофон-сопрано.

Но скажите, ребята, какой музыкальный инструмент, из тех, что есть в нашем классе, способен изобразить сказочное превращение рисунков в живых героев?

Д.: Треугольник, тарелка, колокольчики.

У.: Конечно, колокольчики. Ведь этот удивительный музыкальный инструмент звучит очень прозрачно и волшебно. И сказка у нас получилась светлая и очень добрая.

Учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания попробовать сочинить текст для песенок героев (две строчки) и подумать, о чем же они могут петь.

Урок 16.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффе ...

Основной принцип ИМО
Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!». Конфуций Правила организации интерактивного обучения ...

Структура классного собрания
Структура классного собрания может быть следующей. 1. Представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися). 2. Изложение информации по проблеме. 3. Начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы .», «Результат получился таким, потому что .» 4. Предложение решения ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru