Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу

Страница 7

Закрепление понятий: тембр (прозрачная, легкая трель соловья и мрачное, грозное рычанье льва), динамика (громкие раскаты грома и тихий морской прибой), темп (быстрое движенье в журчанье ручейка; медленное – в каплях начинающегося дождя), ритм (частое чередование звуков в стрекотании кузнечика и редкое в шагах по снегу) в процессе выполнения творческих заданий. В том числе передача звуковых образов средствами изобразительного искусства (цветовые пятня, беспредметный и предметный рисунок).

Самостоятельный выбор музыкальных инструментов (незвуковысотных и звуковысотных), в той или иной мере отвечающих характеру звучания "голосов" Природы (гром – тарелка, осенний дождь – ксилофон, дятел – деревянная коробочка и т.п.).

Выполнение ритмических упражнений: ритмическое "эхо", "вопрос – ответ". Ритмизация ("звучащими жестами", на незвуковысотных ударных), мелодизация рифмованных текстов (на звуковысотных ударных). Пение и движение под музыку; сочинения ритмического аккомпанемента к ритмизованному тексту. Воплощение звуко-образов средствами изобразительного искусства.

Ниже приводим разработку уроков в 1 классе (1 четверть, уроки 3-5).

Природа – художник, у нее свои краски – звуки.

Репертуар:1.Звуки природы (слушание):

а) пение птиц.

б) водопад.

в) морской прибой.

г) дождь.

Дидактическая игра "Эхо в лесу".

Дидактическая игра "Подбери инструмент".

"Кукушка и эхо" С. Долгушин – слушание, разучивание.

"Африканский танец" С. Долгушин – I часть – ритм.

Наглядность: 1. Видео – водопад, прибой.

И. Шишкин "На опушке леса".

И. Пузырьков "Прибой".

В. К. Бялыницкий-Бирум "Задумчивые дни осени".

Иллюстрация – водопад, кукушка, дятел, синичка.

Чистые листы бумаги – 4 шт.

Фломастеры.

"Говорящий барабан" – иллюстрация.

Понятия:окраска, тембр.

Инструменты:1. Ксилофон (1 шт.), металлофон (1), деревянная коробочка.

Палочки с резиновыми наконечниками – на весь класс.

Вход: Пение лесных птиц.

-Какие звуки вы услышали, когда входили в класс?

Что можно сказать, слушая данные звуки?

Конечно же, услышав пение птиц, каждый из нас сразу же представляет лес, высокое голубое небо, все то, что мы называем природой.

Приветствие.

И в нашем приветствие мы используем с вами звуки Природы. Давайте представим, что мы с вами пришли в лес.

Кто из вас был в лесу?

Какие звуки вы там слышали?

Я буду приветствовать каждый ряд отдельно, а вы мне будете отвечать в характере приветствия:

I ряд – А-у! Кап-кап!

II ряд – Ку-ку! Ш-ш-ш!

III ряд – Динь-динь-динь! Губами – шлепки по лужам.

Все: Здравствуйте!

- А теперь давайте сядем также тихо и таинственно, как шелестят осенние листочки на деревьях.

Ход урока

Мы не случайно вошли сегодня в класс под звуки Природы, под пение птиц, ведь тема нашего урока: "Звуки и краски Природы".

Человек неразрывно связан с природой, он ее маленькая частица. У эстонского поэта Э. Межелайтиса есть строки, которые удивительно подходят к нашему уроку:

Я расту из полевых цветов,

Из дождей и северного ветра,

Я – вода, погода, пламя, ветка,

И движение белых облаков.

И то, что вы любите Природу и являетесь ее маленькой, но драгоценной частицей, мне рассказали ваши рисунки.

(Рисунки – домашняя работа. Учитель показывает те рисунки, где изображена Природа).

Ребята, вы когда-нибудь замечали, какого цвета утреннее небо?

А у вечернего неба какие краски?

А какие звуки вы слышите утром?

А вечером?

Как вы думаете, может ли природа с нами "разговаривать"?

При помощи каких звуков может "разговаривать" лес? (Пение птиц, шелест листьев, стрекоза, кузнечик, жук).

А ручей? (Журчание).

- Звуки Природы разнообразны и неповторимы. А давайте с вами поиграем в игру, которая называется "Загадка Природы".

"Загадка Природы" (дидактическая игра).

Внимательно послушайте предложенные вам звуки и при помощи линии и цвета передайте их.

На доске у нас написано четыре варианта линий. Одну из них вы должны выбрать для прозвучавших звуков и подобрать к ней цвет.

Пение птиц – слушание.

Какие звуки вы услышали?

Прохлопайте ритм трелей птиц.

Какая линия подходит? .

Какая из иллюстраций на доски более всего подходит к данным звукам? Где могут жить эти звуки? (И. Шишкин "На опушке леса").

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Статьи по теме:

Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной школе
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ. Сущ ...

Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...

Планирование эксперимента и особенности выборки
Процедура исследования проходила в два этапа: Знакомство с классным руководителем и учениками; тестирование; Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям: 1. Выявление уровня тревожности школьников. 2. Определение степени развитости логического мышления ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru