В совокупности все эти эксперименты подтвердили, прежде всего, большую педагогическую эффективность метода "музыкальной графики":
рисование музыки - творческий акт, требующий самостоятельности мышления и действия, что создает условия для максимальной сосредоточенности, активизации внимания, заинтересованности, повышения уровня познавательных интересов;
наличие психологической установки на дальнейшее самостоятельное действие в игровой обстановке делает восприятие более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение - как в плане музыкального, так и изобразительного искусства;
сравнительный анализ итогов последующего опроса учащихся по пониманию содержания музыки выявил существенный рост интереса и более высокую эффективность усвоения материала экспериментальных групп по сравнению с контрольными;
длительность срока проведения эксперимента позволила подтвердить гораздо большую глубину и прочность знания музыки при проверке через несколько лет в экспериментальных классах;
рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным "документом", позволяющим: с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой - о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид "обратной связи", которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку.
Кроме того, сами рисунки детей, как показал опыт проведения наших выставок в Омской общеобразовательной школе №55 (на протяжении 4 лет), музее "Либеров-центр", уже за пределами целей педагогики представляют интерес как продукты творчества, как самостоятельные, пусть и экзотического свойства "произведения", достойные внимания зрителей (не только детей, но и взрослых), а для специалистов в области психологии искусства и эстетики они могут стать благодатным материалом для изучения специфики искусства в разных ее аспектах.
Привлекают они и интерес специалистов по музыкальной психологии - тем, что в них происходит как бы свертывание динамического процесса восприятия музыки в целостный симультанный образ. Подтвердили эти эксперименты и наши научные предположения о закономерностях синестезии, "цветного слуха" (слухозрительных ассоциаций). И сейчас с уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия - рисунок, тембр - цвет, регистр - светлота, тональность - колорит и т.д. Для специалистов в области эстетики - это повод и дополнительный довод в обсуждении проблемы единства искусств.
Рассмотрим применение метода "музыкальной графики" в контексте урока музыки по программе "Мир музыки" в 1 классе.
Предварительно обращаем ваше внимание на разнообразие путей применения синестетического подхода как в плане абстрактного цветового, предметного воплощения музыкальных впечатлений, так и на уровне контурно-линейного графического выражения.
Раздел: Мир звуков.
Уроки 3-6.
Тема: Немузыкальные звуки: звуки и краски живой и неживой природы.
Задачи:
формирование представлений об отдельных свойствах немузыкальных звуков (тембр, высота, продолжительность, темп, ритм), их комплексе;
формирование эстетического отношения к окружающей звуковой действительности (звук-образ, воплощение образа различными средствами);
развитие ассоциативно-образного мышления в процессе слушательского анализа и активной исполнительской практики;
знакомство детей с музыкальными орф-инструментами (незвуковысотными: треугольник, трещотка, ручной барабан, тарелки, маленькие тарелочки, бубенцы, деревянная коробочка, клавес и др.; звуковысотными: колокольчики, металлофон, ксилофон);
освоение приемов и техники игры на незвуковысотных и звуковысотных орф-инструментах;
привитие навыков коллективного музицирования и культуры исполнения;
развитие творческой активности учащихся в условиях импровизационной музыкальной, пластической деятельности, введения элементов театрализации.
Содержание:
Немузыкальные звуки (окружающего природного мира) и их особенность (звуки предметов, звуки улицы и т.п.). Основные свойства звуков Природы (тембр, темп, динамика, ритм). "Окраска" звуков Природы, по которой отличить их можно различать. Звуки и краски живой (голоса птиц, зверей) и неживой Природы (журчанье ручейка, шум водопада, морской прибой, вой ветра и т.д.). Звуки времени года: весны, лета, осени и зимы. Звуки – голоса зверей и птиц. Человек – частица природы. Подражание первобытного человека голосам (звукам живой и неживой) Природы.
Статьи по теме:
Способы решения проблем
детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...
Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками
лингвистических терминов на уроках русского языка
Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически. Любое понятие пр ...
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...