Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет

Страница 1

Диагностический комплекс включает 2 теста:

Работа с парными картинками (выбор по образцу).

Метод № 1.Разбор и складывание пирамиды

Цель: изучение зрительного соотнесения предметов.

Диагностическое оборудование: Пирамида с разноцветными кольцами различного диаметра.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально.

Обследователь жестом предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, обследователь разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку ее собрать. Если ребенок и после этого не начинает действовать, обследователь начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольцо нужно надеть на стержень.

При разборе и складывании пирамиды фиксируется:

1) Принимает ли ребенок задачу.

2) Складывает ли ребенок пирамидку с учетом или без учета величины.

3) В случае если ребенок складывает пирамидку с учетом величины, фиксируются способы. (Примеривание: ребенок надевает кольца не в порядке величины, видит ошибку и исправляет ее; ребенок сопоставляет кольца по величине, не надевая их на стержень, но прикладывая их друг к другу или выкладывая на столе по величине; зрительное соотнесение: ребенок надевает кольца сразу правильно, в порядке величины.)

4) Обучается ли ребенок.

Разбор и складывание пирамидки дается детям начиная с 2 лет. Дети 2 – 3 лет могут складывать пирамидку без учета; величины. Неадекватным будет не складывание пирамидки без, учета величины, а закрывание ее колпачком (до нанизывания колец) и попытка надевать кольца на колпачок. Дети старше 4 лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам или примериванию; дети старше 5 лет не должны прибегать к пробам и примериванию, а должны пользоваться зрительным соотнесением. Детям, которым исполнилось 6 лет, пирамидка не дается.

Методика № 2. Работа с парными картинками (выбор по образцу)

Цель: изучение развития интеллекта.

Диагностическое оборудование: три пары картинок.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Сначала перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках обследователя. Обследователь указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. Если ребенок не понимает, чего от него требует обследователь, последний передвигает карточки ребенка другому взрослому и таким же точно жестом, каким только что просил у ребенка, просит взрослого дать парную картинку. Затем «хвалит» взрослого за удачно выбранную картинку и снова подвигает картинки ребенку.

После того как ребенок подал одну картинку, обследователь кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую и меняет лежащие перед ним картинки местами. Просит дать ту же самую (ту, которую ребенок давал последней). Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, обследователь убирает их и на их место кладет 4 другие. Если ребенок правильно осуществляет выбор 4 картинок (выбор организуется точно так же, как с двумя картинками), обследователь убирает 4 картинки и на их место кладет 6 новых. Выбор из 6 картинок также производится по одной, и каждая картинка, после того как ребенок дал ее обследователю, кладется на прежнее место. В процессе выбора картинки можно менять местами.

Во время записи работы с парными картинками фиксируется:

1) Принимает ли задачу.

2) Осуществляет ли выбор (обследователь записывает название картинок и против каждой проставляет плюс или минус).

3) Обучается ли ребенок. Выбор парных картинок по образцу дается детям начиная с 2 лет. Детям старше 5 лет он дается в том случае, если они не справляются с классификацией. Если ребенок старше 3 лет (в том числе глухой и слабослышащий) не справляется с выбором из 2, это свидетельствует либо о снижении интеллекта, либо об отставании в развитии, либо о нарушениях в поведении. Ребенок старше 4 лет должен осуществлять выбор из 4 картинок. Большинство этих детей может также выбирать из 6 картинок.

В течение всего исследования следует помнить о том, что ребенок сможет обнаружить свои истинные возможности лишь в том случае, если войдет в контакт с исследователем и все время будет заинтересован в тех «играх», которые ему предлагают, в оценке, которую дает обследователь. Поэтому сам обследователь должен всегда сохранять заинтересованность и доброжелательность по отношению к ребенку и строго дозировать свои оценки, как положительные, так и отрицательные. Не следует забывать при этом, что глухие и слабослышащие дети очень рано приучаются ориентироваться в своих действиях на реакцию взрослого (выражение лица, улыбка, даже движение глаз). Нужно заботиться о том, чтобы выражения лиц окружающих ребенка людей не подсказывали ему и не сбивали его при решении какой-либо поставленной перед ним задачи. Это особенно важно там, где ребенку самому трудно оценить успех или неуспех своих действий.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Теоретические основы технологии визуализации
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к о ...

Содержание блочной технологии обучения и использование в ней тестов
Отбор учебного материала следует начинать «сверху» — от современной картины мира, которая должна быть сформирована в сознании ученика к моменту окончания школы. Чрезвычайно важную роль играют глубина и степень детализации изучаемого материала. Приоритет отдается наиболее типичным научным фактам, в ...

Изучение развития художественного восприятия старших дошкольников
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает д ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru