Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 1

В данном блоке диагностических методик изучались:

степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира;

понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций;

осознание значения музыкальных композиций как художественного способа кодирования и трансляции информации;

прочувствование важности личностной окрашенности музыкально-звуковой информации;

самопознание в процессе восприятия и передачи музыкально-художественной информации.

В этот блок входили следующие диагностические методики: 1) "Что я узнал в музыке о себе?", 2) "Что мне музыка рассказала о других?", 3) "Что мне музыка рассказала о мире?"

В последовательности диагностических методик этого блока соблюдалась специально намеченная и общая для всех остальных блоков диагностических методик тенденция: от освоения пространственно-временных параметров внутреннего мира ребенка - через художественное освоение пространства и времени других людей и музыкальных образов - к освоению пространства-времени всего окружающего мира, Вселенной. И, как завершающий этап логики познания, сопоставление музыкально-художественной информации о мире других людей и всей Вселенной, с одной стороны, с пространством собственного внутреннего мира, с другой стороны. Таким образом, процесс освоения школьником музыки как художественного явления мира имеет принципиально незавершенный характер, а осознание им личностной значимости процесса художественного освоения мироздания возвращает его вновь к самому себе, своему внутреннему миру.

Степень сформированности школьных представлений о художественной информационности музыкального звука определялась по следующим критериям:

осознание школьником роли музыки в процессе самопознания;

понимание диалогической природы общения человека с произведениями искусства, в том числе музыкального искусства;

расширение и углубление представлений учащихся о своем внутреннем мире;

познание с помощью языка музыки мира человеческих чувств, эмоций и переживаний;

сопоставление и сравнение в процессе общения с музыкой состояния своего внутреннего мира с внутренним миром других людей и музыкальных образов;

восприятие музыки как художественно выраженной информации о мире, самом себе и человечестве всех эпох и поколений.

В ходе первой методики под названием "Что я узнал в музыке о себе?" школьникам предлагалось описать свои впечатления и ощущения, возникающие в период прослушивания музыки. В качестве музыкального материала послужили произведения: Ф.Шопен — Прелюдия; П.Чайковский — "Апрель. Подснежник" (из фортепианного цикла "Времена года").

Критерии в этой методике были следующие:

степень развитости способности школьников к прочувствованию настроения музыкального произведения, ощущения своего сопереживания ему;

уровень сформированности у учащихся мысле-действий, проекции поступков под впечатлением прослушанной музыки;

степень осознанности пространственных характеристик своего настроения, вызванного музыкой;

способность к сопоставлению характеристик физического времени и художественного времени под впечатлением музыкального произведения;

мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем музыкального произведения.

Соответственно критериям были выделены следующие уровни:

высокий уровень - высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, возникновение глубокого переживания и яркого эмоционального отклика на музыкальное произведение; возникновение мотивов и направленности мысле-действий какжелания явить миру свое отношение к образу музыкального произведения; способность к обозначению пространственных характеристик своего настроения в зависимости от его модальности; прочувствование влияния ярких музыкальных и художественных эмоций на восприятие продолжительности времени под воздействием музыкального произведения и в условиях реальной жизни; способность к полной идентификации и погружению в пространство-время музыкального произведения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Работа ЗКРВР с военнослужащими различного вероисповедания
В общении и повседневной работе с верующими военнослужащими необходимо учитывать, что существует условное деление религиозности на следующие категории: 1. Ортодоксально верующие, хорошо знающие и неукоснительно соблюдающие требования вероучения, во всей полноте исполняющие религиозные заповеди и от ...

Конспекты занятий
В этом пункте я решила опубликовать методику по математическому развитию детей раннего возраста, разработанную доктором педагогических наук Белошистой Анной Витальевной. Предлагаемая система занятий ставит целью развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных ...

Критериальные основы оценки качества образования
В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru