Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 1

В данном блоке диагностических методик изучались:

степень сформированности их представлений о звуке как одном из средств ориентации человека в окружающем пространстве физического мира;

понимание учащимися информационно-коммуникативной природы речевых и музыкальных интонаций;

осознание значения музыкальных композиций как художественного способа кодирования и трансляции информации;

прочувствование важности личностной окрашенности музыкально-звуковой информации;

самопознание в процессе восприятия и передачи музыкально-художественной информации.

В этот блок входили следующие диагностические методики: 1) "Что я узнал в музыке о себе?", 2) "Что мне музыка рассказала о других?", 3) "Что мне музыка рассказала о мире?"

В последовательности диагностических методик этого блока соблюдалась специально намеченная и общая для всех остальных блоков диагностических методик тенденция: от освоения пространственно-временных параметров внутреннего мира ребенка - через художественное освоение пространства и времени других людей и музыкальных образов - к освоению пространства-времени всего окружающего мира, Вселенной. И, как завершающий этап логики познания, сопоставление музыкально-художественной информации о мире других людей и всей Вселенной, с одной стороны, с пространством собственного внутреннего мира, с другой стороны. Таким образом, процесс освоения школьником музыки как художественного явления мира имеет принципиально незавершенный характер, а осознание им личностной значимости процесса художественного освоения мироздания возвращает его вновь к самому себе, своему внутреннему миру.

Степень сформированности школьных представлений о художественной информационности музыкального звука определялась по следующим критериям:

осознание школьником роли музыки в процессе самопознания;

понимание диалогической природы общения человека с произведениями искусства, в том числе музыкального искусства;

расширение и углубление представлений учащихся о своем внутреннем мире;

познание с помощью языка музыки мира человеческих чувств, эмоций и переживаний;

сопоставление и сравнение в процессе общения с музыкой состояния своего внутреннего мира с внутренним миром других людей и музыкальных образов;

восприятие музыки как художественно выраженной информации о мире, самом себе и человечестве всех эпох и поколений.

В ходе первой методики под названием "Что я узнал в музыке о себе?" школьникам предлагалось описать свои впечатления и ощущения, возникающие в период прослушивания музыки. В качестве музыкального материала послужили произведения: Ф.Шопен — Прелюдия; П.Чайковский — "Апрель. Подснежник" (из фортепианного цикла "Времена года").

Критерии в этой методике были следующие:

степень развитости способности школьников к прочувствованию настроения музыкального произведения, ощущения своего сопереживания ему;

уровень сформированности у учащихся мысле-действий, проекции поступков под впечатлением прослушанной музыки;

степень осознанности пространственных характеристик своего настроения, вызванного музыкой;

способность к сопоставлению характеристик физического времени и художественного времени под впечатлением музыкального произведения;

мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем музыкального произведения.

Соответственно критериям были выделены следующие уровни:

высокий уровень - высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, возникновение глубокого переживания и яркого эмоционального отклика на музыкальное произведение; возникновение мотивов и направленности мысле-действий какжелания явить миру свое отношение к образу музыкального произведения; способность к обозначению пространственных характеристик своего настроения в зависимости от его модальности; прочувствование влияния ярких музыкальных и художественных эмоций на восприятие продолжительности времени под воздействием музыкального произведения и в условиях реальной жизни; способность к полной идентификации и погружению в пространство-время музыкального произведения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности зрительного восприятия детей с нормой и нарушениями зрения
зрительный восприятие анализатор амблиопия Развитие и использование зрительного восприятия в обучении слепых детей с остаточным зрением и слабовидящих является в настоящее время коренной проблемой тифлопсихологии и тифлопедагогики. Исследовав и изучив множество источников и работ таких исследовател ...

Теоретические основы технологии визуализации
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к о ...

Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышле ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru