Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 3

Третьей в этом диагностическом блоке была методика под названием "Что мне музыка рассказала о мире?". Данная методика как бы подводит итог в процессе диагностирования у школьников способности к различению художественно-информационной природы музыкального звука и ее личностно-значимой интерпретации. В ходе методики учащиеся делились своими впечатлениями от прослушанной музыки в вербальной форме и участвовали в различных видах музыкально-художественной деятельности.

В данной методике были определены следующие критерии:

степень осознания школьником информационной природы музыкального звука и ее значения для формирования адекватных представлений об окружающем мире;

способность к выделению в информации музыкального звука различных аспектов (коммуникативного, изобразительного, выразительного и др.);

степень осознания и выражения школьником личностно-значимого смысла пространственно-временных характеристик, отраженных в музыкальном звуке;

способность к установлению диалога с миром через содержание и образы музыкального искусства;

готовность и адекватность выражения образа мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.

В соответствии с критериями были выделены уровни:

высокий уровень осознание и оригинальное выражение школьником своего понимания роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; подкрепление конкретными примерами своего понимания значения музыкального искусства в процессе общения людей; изображение и выражение различных явлений мира в собственном музыкальном творчестве; интерпретация учащимися пространственно-временной и информационной природы музыкального звука через прочувствование и осознание ими личностно-значимого смысла обозначенных характеристик звука; самостоятельное нахождение оригинальных творческих приемов в различных видах музыкально-художественной деятельности для передачи своих впечатлений о художественной целостности мира;

средний уровень - осознание школьником и его желание выразить свое понимание роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; демонстрация учащимися примеров музыкального творчества с использованием звуко-изобразительных приемов при характеристике пространства и времени мира; отсутствие в комментариях школьников понимания и осознания личностного смысла своей музыкально-художественной деятельности;

низкий уровень - неспособность школьника к осознанию роли музыки в освоении пространственно-временных характеристик окружающего мира; непонимание роли музыки как канала для получения и передачи информации о мире.

Подведем итог данного раздела. Диагностическое исследование проводилось с целью анализа и обобщения динамики процесса освоения учащимися музыки как художественного явления мира. В соответствии с выделенными ранее в исследовании компонентами, Каждый из трех диагностических блоков методик соответствовал одному из выделенных ранее в исследовании компонентов, характеризующих органичную целостность пространственно-временного и информационного поля музыкального искусства. Все методики проводились в соответствии с общедиагностическими требованиями, а также с учетом специфики данного исследования.

Разработка и проведение диагностических методик выявило необходимость методологического обоснования принципов художественной диагностики, наметить перспективы и пути обобщения всего имеющегося в этом направлении работы передового педагогического опыта. Добиться доказательности выводов нестатистическим путем, то есть интрастатистически (по Е.Ю.Артемьевой) значительно труднее, чем стандартизировать задания для школьников и ранжировать в сводной таблице их ответы, тем самым преднамеренно отстраниться и проигнорировать неповторимость и индивидуальность процесса и результаты детского музыкально-художественного творчества. Тем более что сама процедура стандартизации для некоторой части заданий, как в данном исследовании, так и в целом для художественной и музыкальной педагогики, не всегда приемлема и оправдана. Это объясняется тем, что выполнение учащимися музыкально-диагностических заданий зачастую не поддается стандартизации по той простой причине, что единственно верное решение поставленной задачи отсутствует, не существует, так как в художестве и творчестве оценивается неординарность музыкального решения ребенка, любой личности. Поэтому повторяемость, схожесть и однотипичность детских вариантов, их приближенность к усредненному решению или продемонстрированному им образцу скорее всего относится к более низким результатам, по степени их ранжирования, нежели нечто неординарное в вербальной или невербальной реакции ребенка на музыку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Построение системы обучающих заданий по изучению основных понятий баз данных, с целью развития познавательной активности школьников
Методологической основой построения темы по базам данных являются следующие концептуальные аспекты: – индивидуализация учебной деятельности школьников – одно из важнейших условий реализации целей и задач современного образования; – создание условий для обогащения индивидуального опыта каждого конкр ...

Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основ ...

Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по м ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru