Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 3

Третьей в этом диагностическом блоке была методика под названием "Что мне музыка рассказала о мире?". Данная методика как бы подводит итог в процессе диагностирования у школьников способности к различению художественно-информационной природы музыкального звука и ее личностно-значимой интерпретации. В ходе методики учащиеся делились своими впечатлениями от прослушанной музыки в вербальной форме и участвовали в различных видах музыкально-художественной деятельности.

В данной методике были определены следующие критерии:

степень осознания школьником информационной природы музыкального звука и ее значения для формирования адекватных представлений об окружающем мире;

способность к выделению в информации музыкального звука различных аспектов (коммуникативного, изобразительного, выразительного и др.);

степень осознания и выражения школьником личностно-значимого смысла пространственно-временных характеристик, отраженных в музыкальном звуке;

способность к установлению диалога с миром через содержание и образы музыкального искусства;

готовность и адекватность выражения образа мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.

В соответствии с критериями были выделены уровни:

высокий уровень осознание и оригинальное выражение школьником своего понимания роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; подкрепление конкретными примерами своего понимания значения музыкального искусства в процессе общения людей; изображение и выражение различных явлений мира в собственном музыкальном творчестве; интерпретация учащимися пространственно-временной и информационной природы музыкального звука через прочувствование и осознание ими личностно-значимого смысла обозначенных характеристик звука; самостоятельное нахождение оригинальных творческих приемов в различных видах музыкально-художественной деятельности для передачи своих впечатлений о художественной целостности мира;

средний уровень - осознание школьником и его желание выразить свое понимание роли музыки в освоении пространства и времени окружающего мира; демонстрация учащимися примеров музыкального творчества с использованием звуко-изобразительных приемов при характеристике пространства и времени мира; отсутствие в комментариях школьников понимания и осознания личностного смысла своей музыкально-художественной деятельности;

низкий уровень - неспособность школьника к осознанию роли музыки в освоении пространственно-временных характеристик окружающего мира; непонимание роли музыки как канала для получения и передачи информации о мире.

Подведем итог данного раздела. Диагностическое исследование проводилось с целью анализа и обобщения динамики процесса освоения учащимися музыки как художественного явления мира. В соответствии с выделенными ранее в исследовании компонентами, Каждый из трех диагностических блоков методик соответствовал одному из выделенных ранее в исследовании компонентов, характеризующих органичную целостность пространственно-временного и информационного поля музыкального искусства. Все методики проводились в соответствии с общедиагностическими требованиями, а также с учетом специфики данного исследования.

Разработка и проведение диагностических методик выявило необходимость методологического обоснования принципов художественной диагностики, наметить перспективы и пути обобщения всего имеющегося в этом направлении работы передового педагогического опыта. Добиться доказательности выводов нестатистическим путем, то есть интрастатистически (по Е.Ю.Артемьевой) значительно труднее, чем стандартизировать задания для школьников и ранжировать в сводной таблице их ответы, тем самым преднамеренно отстраниться и проигнорировать неповторимость и индивидуальность процесса и результаты детского музыкально-художественного творчества. Тем более что сама процедура стандартизации для некоторой части заданий, как в данном исследовании, так и в целом для художественной и музыкальной педагогики, не всегда приемлема и оправдана. Это объясняется тем, что выполнение учащимися музыкально-диагностических заданий зачастую не поддается стандартизации по той простой причине, что единственно верное решение поставленной задачи отсутствует, не существует, так как в художестве и творчестве оценивается неординарность музыкального решения ребенка, любой личности. Поэтому повторяемость, схожесть и однотипичность детских вариантов, их приближенность к усредненному решению или продемонстрированному им образцу скорее всего относится к более низким результатам, по степени их ранжирования, нежели нечто неординарное в вербальной или невербальной реакции ребенка на музыку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Краткая история развития правил дорожного движения и техники его регулирования
В настоящее время в большинстве стран мира правила дорожного движения в своей основе близки, поскольку они базируются на международных Конвенциях о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах 1968 г. В разработке этих Конвенций принимали активное участие и советские специалисты. Тем не менее, ...

Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Развитие творческого воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошко­льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз­нен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru