Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 2

средний уровень - достаточно высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, сопровождающаяся в некоторых случаях глубоким сопереживанием и эмоциональным откликом на него; возникновение у школьника не ярко выраженных и отчетливо осознаваемых им намерений заявления миру своего отношения к нему как следствия эмоционального переживания музыки; способность к обозначению "пространства" своего настроения в зависимости от модальности этого настроения;

низкий уровень - неразвитая способность школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения; отсутствие у него мотивов явления миру своего отношения к нему под впечатлением художественных произведений; неспособность представить себе "пространство" своего настроения и различать особенности течения музыкального и реального времени; нежелание идентифицировать себя и свой внутренний мир с героем и музыкальным пространством произведения.

Второй в этом блоке была методика под названием "Что я узнал в музыке о других?". Содержание и структура этой методики аналогичны предыдущей. В качестве сопоставительных объектов в данной методике были избраны личность ребенка и мир человеческих взаимоотношений. Данная методика является опытом апробации и экстраполяции концептуальных положений М.М.Бахтина об образе "другого" из области литературоведения в область методики массового музыкального образования и воспитания. В ходе проведения этой методики звучала музыка Р.Шумана "Первая утрата" и "Арагонская хота" М.Глинки.

Критерии в этой диагностической методике были следующие:

степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа "другого";

способность к погружению в "эмоциональное поле" образа "другого";

степень осознания значимости установления эмоционально-личностного контакта с образом "другого" в музыке;

способность к установлению внутреннего диалога с образом "другого";

степень осознанности пространственных характеристик образа "другого";

мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем образа "другого" в музыкальном произведении.

Соответственно критериям были выделены следующие уровни:

высокий - высокая степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа "другого" (человека, личности); способность "слиться" с эмоциональным состоянием "другого"; осознание личностной потребности в установлении контакта с образом музыкального произведения как образом "другого"; способность к вербальной и пластической характеристике пространственных границ в настроении образа "другого"; высокая степень идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем образа "другого";

средний уровень — не высокая степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа другого человека, другой личности; преимущественно однонаправленная проекция эмоционального характера музыкального произведения на свой внутренний мир; не всегда возникающая способность и потребность соединиться в музыке с эмоциональным состоянием образа "другого"; отсутствие стремления к установлению эмоционально-личностного контакта с образом "другого" в музыкальном произведении; непонимание и неспособность выразить художественно-пространственные характеристики образа "другого";

низкий уровень — не развитая способность школьника к распознанию в музыке образа другого человека, другой личности; отсутствие потребности в эмоциональном резонансе с образом "другого" в музыке; непонимание и, как следствие этого, невозможность выразить пространственно-временные характеристики образа "другого".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Развитие фонематических процессов у младших школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи
Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Младший школьный возраст характеризуется ин ...

Этапы работы над грамматическим материалом
Требования к обучению грамматике в свете коммуникативно-функционального подхода сводятся к следующим принципам. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; В учебном материале следует четко выделять фо ...

Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества
Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru