средний уровень - достаточно высокая степень развитости способности школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения, сопровождающаяся в некоторых случаях глубоким сопереживанием и эмоциональным откликом на него; возникновение у школьника не ярко выраженных и отчетливо осознаваемых им намерений заявления миру своего отношения к нему как следствия эмоционального переживания музыки; способность к обозначению "пространства" своего настроения в зависимости от модальности этого настроения;
низкий уровень - неразвитая способность школьника к прочувствованию настроения музыкального произведения; отсутствие у него мотивов явления миру своего отношения к нему под впечатлением художественных произведений; неспособность представить себе "пространство" своего настроения и различать особенности течения музыкального и реального времени; нежелание идентифицировать себя и свой внутренний мир с героем и музыкальным пространством произведения.
Второй в этом блоке была методика под названием "Что я узнал в музыке о других?". Содержание и структура этой методики аналогичны предыдущей. В качестве сопоставительных объектов в данной методике были избраны личность ребенка и мир человеческих взаимоотношений. Данная методика является опытом апробации и экстраполяции концептуальных положений М.М.Бахтина об образе "другого" из области литературоведения в область методики массового музыкального образования и воспитания. В ходе проведения этой методики звучала музыка Р.Шумана "Первая утрата" и "Арагонская хота" М.Глинки.
Критерии в этой диагностической методике были следующие:
степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа "другого";
способность к погружению в "эмоциональное поле" образа "другого";
степень осознания значимости установления эмоционально-личностного контакта с образом "другого" в музыке;
способность к установлению внутреннего диалога с образом "другого";
степень осознанности пространственных характеристик образа "другого";
мера идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем образа "другого" в музыкальном произведении.
Соответственно критериям были выделены следующие уровни:
высокий - высокая степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа "другого" (человека, личности); способность "слиться" с эмоциональным состоянием "другого"; осознание личностной потребности в установлении контакта с образом музыкального произведения как образом "другого"; способность к вербальной и пластической характеристике пространственных границ в настроении образа "другого"; высокая степень идентификации своего внутреннего мира с художественным пространством-временем образа "другого";
средний уровень — не высокая степень развитости способности школьника к распознанию в музыке образа другого человека, другой личности; преимущественно однонаправленная проекция эмоционального характера музыкального произведения на свой внутренний мир; не всегда возникающая способность и потребность соединиться в музыке с эмоциональным состоянием образа "другого"; отсутствие стремления к установлению эмоционально-личностного контакта с образом "другого" в музыкальном произведении; непонимание и неспособность выразить художественно-пространственные характеристики образа "другого";
низкий уровень — не развитая способность школьника к распознанию в музыке образа другого человека, другой личности; отсутствие потребности в эмоциональном резонансе с образом "другого" в музыке; непонимание и, как следствие этого, невозможность выразить пространственно-временные характеристики образа "другого".
Статьи по теме:
История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...
Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами
и психологами
Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также ...
Актуальные проблемы профориентационной работы
В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Президент страны Д.А.Медведев на заседании Госсовета 31 августа 2010 года сказал: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и выстроить профессионально-техническое образование в ...