Изучение и обобщение опыта по выявлению одаренных детей и работе с ними

Аналитическое образование » Развитие одаренности младших школьников » Изучение и обобщение опыта по выявлению одаренных детей и работе с ними

Страница 1

Важное направление дифференциации образования - обучение одаренных, одаренных детей и подростков. В мировой педагогике к этому заметно возрос интерес. Так, например, действует Европейская ассоциация по высшим способностям, главная цель которой - исследование и поощрение обучения одаренных. Изучаются критерии детской одаренности, возможности поощрить развитие одаренных школьников. Ученые из Европейского комитета по обучению одаренных детей в понятие «одаренный ребенок»

вкладывают способность достигать превосходных результатов в интеллектуальной и художественной областях либо обладание необыкновенными психомоторными и социальными способностями.

Мировая школа уделяет всевозрастающее внимание талантливым детям. Появляется все больше «ранних школьников» - 5-летних ребят, более способных, чем остальные их сверстники. Они раньше начинают и успешнее завершают курс обучения.

Школы для одаренных детей появились в ведущих странах мира на рубеже 50-60-х годов. В них учат по более насыщенным программам, чем в обычных учебных заведениях. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь в полной мере проявить детские способности. Кроме «школ вундеркиндов», специальных семинаров для одаренных, других особых педагогических мероприятий, для одаренных ребят в обычных школах часто организуют так называемые продвинутые классы.

По подсчетам ученых, в каждой возрастной группе от 3% до 8% школьников обладают выдающимися способностями и талантами. Однако они далеко не всегда поощряются. В США оказываются замеченными лишь 40% одаренных детей. Во Франции в 1989 г. 5% лицеистов с весьма высоким интеллектуальным потенциалом не попали в высшую школу, так как их вовремя не заметили.

Мировой опыт показывает, что специальное обучение талантов с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успеха, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед нестоль заметно, как могли бы. Судьба одаренного может быть попросту драматичной. Нередко учителя не уделяют ему особого внимания, а родители не в состоянии обеспечить нестандартное образование.

Исследуется педагогическое образование учителей, работающих с одаренными детьми. Модель наставника одаренных школьников предложил, например, П. Торенс (США). Специфическими качествами такого учителя названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех, увлеченность деятельностью. Как и любой другой учитель, наставник одаренных должен обладать гибким профессиональным мышлением, быть открытым для общения, способным пробудить интерес к предмету, уметь защитить своего ученика.

Масштабы и принципы организации обучения одаренных школьников различны в ведущих странах мира.

В США выявление и специальное обучение наиболее даровитых учащихся - систематическая политика. Президент страны ежегодно принимает отличившихся учеников 10 лучших школ, демонстрируя внимание общества к одаренному поколению.

С 1976 по 1985 гг. расходы отдельных штатов на организацию обучения одаренных учащихся выросли в 3 раза. Если в 1976 г. на эти средства обучались около 350 тыс. детей, то в 1985 г. - уже более 1 млн.

Главным инструментом отбора талантов среди юных американцев служат наборы (батареи) тестов. Особенно распространены так называемые стандартные тесты, именующиеся так потому, что позволяют определить средний показатель большой группы испытуемых одинакового возраста. Тесты измерения интеллекта («IQ») помогают устанавливать степень владения учащимся словесным, числовым или графическим материалом. Результаты подсчитывают в баллах, затем по особой формуле вычисляют коэффициент умственного развития. Средние значения коэффициента - от 90 до 109 ед. К одаренным относят тех, кто имеет результат более 115 ед.

К одаренным относят также тех учащихся, которые, благодаря своим ярко выраженным способностям, «перескакивают» 1-2 класса. Выделяют детей с «творческой жилкой», которые могут и не иметь формально высокого коэффициента умственного развития, но обладают блестящими способностями в какой-либо деятельности. Умение нестандартно мыслить и действовать становится важным критерием отбора одаренных детей.

Обучают высокоодаренных чаще всего в обычных школах. Для них проводятся занятия по продвинутым программам, с альтернативными подтемами.

Есть и специальные учебные заведения для одаренных (в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго и других городах). Организуются также специальные летние курсы при университетах.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одно ...

Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога
Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таки ...

Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности
Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru