Изучение и обобщение опыта по выявлению одаренных детей и работе с ними

Аналитическое образование » Развитие одаренности младших школьников » Изучение и обобщение опыта по выявлению одаренных детей и работе с ними

Страница 1

Важное направление дифференциации образования - обучение одаренных, одаренных детей и подростков. В мировой педагогике к этому заметно возрос интерес. Так, например, действует Европейская ассоциация по высшим способностям, главная цель которой - исследование и поощрение обучения одаренных. Изучаются критерии детской одаренности, возможности поощрить развитие одаренных школьников. Ученые из Европейского комитета по обучению одаренных детей в понятие «одаренный ребенок»

вкладывают способность достигать превосходных результатов в интеллектуальной и художественной областях либо обладание необыкновенными психомоторными и социальными способностями.

Мировая школа уделяет всевозрастающее внимание талантливым детям. Появляется все больше «ранних школьников» - 5-летних ребят, более способных, чем остальные их сверстники. Они раньше начинают и успешнее завершают курс обучения.

Школы для одаренных детей появились в ведущих странах мира на рубеже 50-60-х годов. В них учат по более насыщенным программам, чем в обычных учебных заведениях. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь в полной мере проявить детские способности. Кроме «школ вундеркиндов», специальных семинаров для одаренных, других особых педагогических мероприятий, для одаренных ребят в обычных школах часто организуют так называемые продвинутые классы.

По подсчетам ученых, в каждой возрастной группе от 3% до 8% школьников обладают выдающимися способностями и талантами. Однако они далеко не всегда поощряются. В США оказываются замеченными лишь 40% одаренных детей. Во Франции в 1989 г. 5% лицеистов с весьма высоким интеллектуальным потенциалом не попали в высшую школу, так как их вовремя не заметили.

Мировой опыт показывает, что специальное обучение талантов с раннего возраста педагогически целесообразно. В обычном классе одаренные дети без особых усилий достигают успеха, а затем останавливаются в своем развитии или продвигаются вперед нестоль заметно, как могли бы. Судьба одаренного может быть попросту драматичной. Нередко учителя не уделяют ему особого внимания, а родители не в состоянии обеспечить нестандартное образование.

Исследуется педагогическое образование учителей, работающих с одаренными детьми. Модель наставника одаренных школьников предложил, например, П. Торенс (США). Специфическими качествами такого учителя названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех, увлеченность деятельностью. Как и любой другой учитель, наставник одаренных должен обладать гибким профессиональным мышлением, быть открытым для общения, способным пробудить интерес к предмету, уметь защитить своего ученика.

Масштабы и принципы организации обучения одаренных школьников различны в ведущих странах мира.

В США выявление и специальное обучение наиболее даровитых учащихся - систематическая политика. Президент страны ежегодно принимает отличившихся учеников 10 лучших школ, демонстрируя внимание общества к одаренному поколению.

С 1976 по 1985 гг. расходы отдельных штатов на организацию обучения одаренных учащихся выросли в 3 раза. Если в 1976 г. на эти средства обучались около 350 тыс. детей, то в 1985 г. - уже более 1 млн.

Главным инструментом отбора талантов среди юных американцев служат наборы (батареи) тестов. Особенно распространены так называемые стандартные тесты, именующиеся так потому, что позволяют определить средний показатель большой группы испытуемых одинакового возраста. Тесты измерения интеллекта («IQ») помогают устанавливать степень владения учащимся словесным, числовым или графическим материалом. Результаты подсчитывают в баллах, затем по особой формуле вычисляют коэффициент умственного развития. Средние значения коэффициента - от 90 до 109 ед. К одаренным относят тех, кто имеет результат более 115 ед.

К одаренным относят также тех учащихся, которые, благодаря своим ярко выраженным способностям, «перескакивают» 1-2 класса. Выделяют детей с «творческой жилкой», которые могут и не иметь формально высокого коэффициента умственного развития, но обладают блестящими способностями в какой-либо деятельности. Умение нестандартно мыслить и действовать становится важным критерием отбора одаренных детей.

Обучают высокоодаренных чаще всего в обычных школах. Для них проводятся занятия по продвинутым программам, с альтернативными подтемами.

Есть и специальные учебные заведения для одаренных (в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго и других городах). Организуются также специальные летние курсы при университетах.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Принципы русской пунктуации
Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это: 1. смысловой принцип (понимание письменного текста); 2. грамматический принцип (роль пунктуации в ...

Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста
С первых дней рождения и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок растет и развивается, особенно это заметно на первом году его жизни. Ребенок в несколько раз увеличивается в своих размерах. Именно в это время необходимо полноценно развивать детей не только психически, но и физически. И поэ ...

Методы и приёмы работы с первоклассниками по преодолению графо-моторных нарушений
Развитие графо-моторного компенента письма – часть работы учителя начальных классов. Преодоление же графо-моторных нарушений письма у младших школьников, как компонента ОНР – работа логопеда. Этой проблеме посвящены разработки упражнений, методики и приёмы многих авторов (Рябкова Т.Ю. Мисаренко Г.Г ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru