В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Б.М. Теплов предлагает следующее определение одаренности: «…Одаренность понимается, как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности».
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук - Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Е.С. Белова, А.И. Доровской и др.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфордом, Дж. Рензулли, П. Торренсом, и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких деятелей русской, советской психологии, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и ряд других.
Недостаточное осознание проблемы: каковы педагогические условия воспитания и обучения одаренных младших школьников позволило определить нам актуальность данной проблемы и сформулировать тему исследования: «Развитие одаренности младших школьников в условиях современной образовательной школы».
Проблема исследования заключается в изучении одаренности как психологического и педагогического феномена и в определении путей развития одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях современной образовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения одаренных детей.
Предметом исследования является методика развития одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях современной общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: Если в общеобразовательной школе разработать и внедрить методику, создающую максимально приемлемые условия для выявления, обучения и воспитания одаренных младших школьников, то в результате мы получим не только качественное развитие одаренности этих детей, но и количественный рост показателей распространенности одаренных учеников за счет внедрения более совершенных методик по диагностике данного феномена.
Задачи исследования:
1) изучить степень разработанности проблемы развития одаренности младших школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;
2) рассмотреть сущность понятия «одаренность», признаки одаренности, виды одаренности, факторы, оказывающие влияние на развитие одаренности у детей, пути выявления одаренных детей;
3) изучить особенности развития одаренных младших школьников, их личностной сферы;
4) раскрыть проблему обучения одаренных детей и путей развития их одаренности в образовательной школе;
5) дать характеристику разработанности проблемы обучения в России и за рубежом на современном этапе общественного развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования, обобщение полученных данных, педагогическое наблюдение.
Статьи по теме:
Понятие сенсорных эталонов
Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) - термин, предложенный А.В. Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений: цве ...
Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...
Иностранный язык как школьный предмет
Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения , что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации. Образовате ...