Развитие одаренности младших школьников

Аналитическое образование » Развитие одаренности младших школьников

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Б.М. Теплов предлагает следующее определение одаренности: «…Одаренность понимается, как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности».

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук - Н.С. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, А.И. Савенков, Е.С. Белова, А.И. Доровской и др.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфордом, Дж. Рензулли, П. Торренсом, и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких деятелей русской, советской психологии, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин и ряд других.

Недостаточное осознание проблемы: каковы педагогические условия воспитания и обучения одаренных младших школьников позволило определить нам актуальность данной проблемы и сформулировать тему исследования: «Развитие одаренности младших школьников в условиях современной образовательной школы».

Проблема исследования заключается в изучении одаренности как психологического и педагогического феномена и в определении путей развития одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях современной образовательной школы.

Объектом исследования является процесс обучения одаренных детей.

Предметом исследования является методика развития одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях современной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: Если в общеобразовательной школе разработать и внедрить методику, создающую максимально приемлемые условия для выявления, обучения и воспитания одаренных младших школьников, то в результате мы получим не только качественное развитие одаренности этих детей, но и количественный рост показателей распространенности одаренных учеников за счет внедрения более совершенных методик по диагностике данного феномена.

Задачи исследования:

1) изучить степень разработанности проблемы развития одаренности младших школьников в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе;

2) рассмотреть сущность понятия «одаренность», признаки одаренности, виды одаренности, факторы, оказывающие влияние на развитие одаренности у детей, пути выявления одаренных детей;

3) изучить особенности развития одаренных младших школьников, их личностной сферы;

4) раскрыть проблему обучения одаренных детей и путей развития их одаренности в образовательной школе;

5) дать характеристику разработанности проблемы обучения в России и за рубежом на современном этапе общественного развития.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования, обобщение полученных данных, педагогическое наблюдение.


Статьи по теме:

Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...

Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие э ...

Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленная на самого учащегося. Ребенок учится не только занятиям, но и тому, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru