Одаренность - как психологический и педагогический феномен

Аналитическое образование » Развитие одаренности младших школьников » Одаренность - как психологический и педагогический феномен

Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В группу одаренных попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов, имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.

Одаренность общая - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использования нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным поискам решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Впервые одаренностью стал заниматься Д. Гилфорд. Он после Второй Мировой Войны работал в Пентагоне, разрабатывал по заказу программы для выявления одаренных детей (умственно одаренных). С тех пор в США факт необходимости работы с одаренными детьми означал признание государственной важности этой проблемы. В СССР в 1975г. Был организован Всесоюзный Совет по одаренным и талантливым детям, который стал координировать работу по изучению, обучению и воспитанию одаренных детей.

В советской психологии изучением одаренности занимались такие ученые, как Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн. В их трудах намечалось понимание того, что одаренность - есть нечто большее, чем сумма способностей, а именно включает не только количественный, но и качественный компонент.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто, выявленный профессионально подготовленными людьми, в силу выдающихся способностей обладает потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое, или продуктивное, мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительские искусства;

- психомоторные способности.

Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от сверстников.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей:

- первая категория одаренных, которую принято выделять - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности;

- вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми;

- к третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.


Статьи по теме:

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...

Сравнительный анализ педагогических подходов по работе с беспризорными детьми на основании исследований А.В. Гоголевой «Беспризорность»
песталоцци беспризорность педагогический Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинск ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru