Эгоцентризм – это взгляд на окружающую действительность только со своей позиции, неспособность различать множество точек зрений по данной проблеме. В терминах Пиаже эгоцентризм – это неспособность дистанцироваться от своей определенной точки зрения. В целом эгоцентризм детской мысли заключается в неспособности различать личное, субъективное и объективное знание о предметах и событиях действительности.
Эту черту Пиаже описывает как самоуверенность ребенка в своих знаниях о мире. На любой вопрос ребенок может не задумываясь дать ответ, и для него это будет единственно правильным. ««Я это знаю» - вот единственное доказательство, которым пользуется детская логика» (Пиаже «Суждение и рассуждение ребенка»). Дети постоянно задают вопросы, но в 7-8 лет, когда эгоцентризм уже преодолен, вопросы носят познавательный характер, а ранее этого значительная часть вопросов риторическая, так как ребенок заранее знает ответ, зачастую не требуя ответа.
Эгоцентричность детской мысли можно рассмотреть с нескольких сторон ее проявления. Во-первых, невозможность доказать ребенку объективное знание по определенному вопросу если оно не совпадает с его видением. Дети отрицают и всячески отталкивают предоставляемый им опыт. Лишь в редких случаях, возможно, разуверить «непроницаемого для опыта» ребенка. Во-вторых, эгоцентричность проявляется в детской речи. Эгоцентрическая речь – это своеобразное скандирование своей мысли или же индивидуальной деятельности. В-третьих, эгоцентризм ярко проявляется в своеобразных детских спорах. Спор становится тем, к чему привыкли взрослые примерно к 7-8 годам, а до этого это столкновение противоположных утверждений. В споре дети не пытаются понять друг друга, привести факты и доказательства. Утверждение оппонента воспринимается как неверное.
Ставя перед детьми математические задачи мы слышим очень разнообразные ответы, однако непосредственное описание того как получился тот или иной ответ очень сложно. Ребенок не осознает своего собственного рассуждения, возможно, считая это не нужным (что вытекает из эгоцентризма), он не способен к ретроспекции и самонаблюдению.
Дети начинают рассуждать так же, как это делают взрослые, только решая эмпирические задачи, которые не требуют сохранения воспоминаний о последовательности действий. Но даже при решении таких задач ребенку не удается описать свое рассуждение в привычном для нас виде.
В качестве доказательства о слабом осознании рассуждения ребенком можно привести множество фактов. Одним из самых ярких является неспособность детей давать определения. Нередко дети объединяют предметы по непривычным для нас признакам и «пользуются» своими определениями. При этом эти же дети не способны объяснить свой выбор и придать своим определениям словесную форму.
Характер математических рассуждений и детских определений показывает, что детская логика заключается не в выводах, о которых субъект знает, а состоит из ряда несвязных суждений, которые обуславливают друг друга чисто внешним образом. Мыслительные операции в рассуждениях детей остаются бессознательными.
Можно выделить определенную связь между эгоцентризмом и неспособностью детей осознавать логические мыслительные операции и облачать их в словесную форму. Именно эгоцентризм влечет за собой эту неспособность, так как ребенок мыслит для себя, следовательно, нет никакой необходимости осознавать механизм собственного рассуждения и тем более объяснять его кому-то еще.
Дошкольник судит всегда обо всем только лишь со своей сугубо индивидуальной точки зрения. Ему очень сложно встать на позицию других. Именно эта трудность мешает ребенку оперировать суждениями об отношении. Часто дети искажают суждения об отношении и сводят их к более простым типам суждений. Причиной этих трудностей можно считать эгоцентризм.
Также можно сказать, что эгоцентризм влияет на внимание, сужая его поле. Так ребенок видит в поле внимания не несколько объектов одновременно, а один предмет за другим. Ребенок, опираясь только на свое наблюдение, отвергает реальность, считая свое наблюдение абсолютной истиной.
Ребенок воспринимает вещи непосредственно, без всякого порядка и организации. Если ребенку предоставляется ряд предметов составляющих одно целое, зачастую эти части не удается синтезировать. Неспособность к синтезу проявляется как в детских рисунках (например: рот рисуется отдельно от головы) так и в мыслях детей. Детское суждение исключает рассуждение при помощи оперирования последовательными логическими умножениями и сложениями. Употребление детьми соположений и синтезирования сопровождаются ощущением связи либо отношений собственности, либо чувством причинной связи.
Статьи по теме:
Рекомендации по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей на уроках естественно-географического цикла
Исходя из изученного и представленного в данной работе теоретического материала и результатов диагностики, можно определить ряд рекомендаций для учителя по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках естественно-географического цикла. Повышение мотивации обучени ...
Формирование общенаучного системного подхода в отечественной философии 50-е
- начало 80-х гг. ХХ века
Исследование генезиса системного подхода в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х гг. ХХ века естественно связано с поиском ответа на вопросы о взаимосвязях двух линий развития системного подхода: как общенаучного и как конкретно-научного, с изучением не только вопроса о вкладе системного подхо ...
Содержание работы по формированию пунктуационных
навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...