Особенности детской логики

Страница 2

Синкретизм - нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.5 Восприятие детьми предметов в естественном виде вызывает раздробление этих предметов на части. Мысль ребенка синретична, то есть детские представления проявляются в форме глобальных и субъективных схем, не отвечающим причинным связям. До 7-8 лет синкретисзм связан почти со всеми представлениями ребенка. Два явления, воспринятые одновременно, объединяются в целое для объяснения других задач. Например, мы задали ребенку вопрос: Почему солнце не падает? «Потому что оно живое. Держится руками и не хочет падать.» (Артем 5 лет). При этом от одного и того же ребенка может исходить два противоречивых суждения. Дело в том, что признаки, связанные в первичном наблюдении, представляются соединенными между собой причинно следственными связями.

Синкретизмом объясняется неспособность к синтезу логическому умножению.

Штерн говорит, что рассуждение ребенка до 7-8 лет трансдуктивное – мышление ребенка не оперирует расширяющейся индукцией, обращением к общим положениям, доказывающим единичные предложения. В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости. Это отсутствие логической необходимости является основной чертой трансдукции.

До 7-8 лет не существует рассуждение как такового. Ведь рассуждение, по мнению Клепарда, появляется только в момент проверки гипотезы. У детей в этом возрасте контроль над своими суждениями и высказываниями осуществляется при помощи умственного опыта.

«Умственный опыт – это воспроизведение мышлением событий так, как они фактически следовали бы друг за другом в природе, или же он является представлением событий такими, какими они следовали бы друг за другом в материальном опыте, если бы таковой был технически осуществим». (Ж. Пиаже «Суждение и рассуждение ребенка»)

Открывая новые стороны умственного опыта, ребенок узнает такие факты, которые заставляют его заменить одни определения другими, внести поправки таким образом, что эти факты совершенно меняют данное определение. Мысли ребенка до 7-8 лет кишат противоречиями взаимозаменяемых друг друга фактов. Кажется, что ребенок не чувствителен к этим противоречиям и просто напросто их не замечает. Эти противоречия делятся на две разновидности.

Первая разновидность – противоречие «по забывчивости». По поводу одного предмета у ребенка имеется два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Так если ребенка спрашивают, то он утверждает одно, а через секунду забывает и дает абсолютно другой ответ.

Вторая разновидность – противоречие путем конденсации ощущения: из-за невозможности сделать выбор в пользу одного из противоречивых суждений ребенок сливает их в одно или же принимает два одновременно.«…трансдуктивное рассуждение, поскольку оно является чистым умственным опытом, остается необратимым, следовательно, неспособным вскрыть противоречие. Причина проста: осознание противоречия рождается от осознания мыслительных операций, а не от констатации явлений природы независимо от того, будет ли оно реальным или только умственным». (Ж. Пиаже «Суждение и рассуждение ребенка»).

У детей до 7-8 лет так часто встречается противоречие «по забывчивости» потому что ребенок может гораздо скорее, чем мы, переходит от состояний верования к состоянию сочинительства.

Можно предположить, что у ребенка существует несколько реальностей и эти реальности действительны по очереди, а не выстроены в иерархию как у взрослых. Так у ребенка в дошкольном возрасте существует две действительности: реальность игры и реальность непосредственного наблюдения, но эти реальности периодически заменяют друг друга, они стоят на одной ступени иерархии. Когда ребенок находится в одной реальности, о существовании другой он забывает.

Чувственная и настоящая реальность у детей и взрослых различается. У детей чувственная реальность едва контролируется опытом и почти полностью построена с помощью ума. Здесь мы приходим к явлению интеллектуального реализма. Для эгоцентрической мысли ребенка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Он свидетельствует о неспособности к объективному наблюдению. Эгоцентризм постоянно влечет ребенка к реалистическим иллюзиям, таким как смешение слов, вещей, мыслей и предметов.

До 7-8 лет существует две реальности: игра и обыденность. Эти реальности существуют рядом, каждая из них отличается от того, какова она у взрослого человека. До школьного возраста нет осознания логических связей. Мышление ребенка реалистично: он рассуждает, глядя на внутренние представления как на реальные.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...

Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...

Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при решении задач профессиональной ориентации
Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формир ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru