Особенности детской логики

Страница 2

Синкретизм - нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.5 Восприятие детьми предметов в естественном виде вызывает раздробление этих предметов на части. Мысль ребенка синретична, то есть детские представления проявляются в форме глобальных и субъективных схем, не отвечающим причинным связям. До 7-8 лет синкретисзм связан почти со всеми представлениями ребенка. Два явления, воспринятые одновременно, объединяются в целое для объяснения других задач. Например, мы задали ребенку вопрос: Почему солнце не падает? «Потому что оно живое. Держится руками и не хочет падать.» (Артем 5 лет). При этом от одного и того же ребенка может исходить два противоречивых суждения. Дело в том, что признаки, связанные в первичном наблюдении, представляются соединенными между собой причинно следственными связями.

Синкретизмом объясняется неспособность к синтезу логическому умножению.

Штерн говорит, что рассуждение ребенка до 7-8 лет трансдуктивное – мышление ребенка не оперирует расширяющейся индукцией, обращением к общим положениям, доказывающим единичные предложения. В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости. Это отсутствие логической необходимости является основной чертой трансдукции.

До 7-8 лет не существует рассуждение как такового. Ведь рассуждение, по мнению Клепарда, появляется только в момент проверки гипотезы. У детей в этом возрасте контроль над своими суждениями и высказываниями осуществляется при помощи умственного опыта.

«Умственный опыт – это воспроизведение мышлением событий так, как они фактически следовали бы друг за другом в природе, или же он является представлением событий такими, какими они следовали бы друг за другом в материальном опыте, если бы таковой был технически осуществим». (Ж. Пиаже «Суждение и рассуждение ребенка»)

Открывая новые стороны умственного опыта, ребенок узнает такие факты, которые заставляют его заменить одни определения другими, внести поправки таким образом, что эти факты совершенно меняют данное определение. Мысли ребенка до 7-8 лет кишат противоречиями взаимозаменяемых друг друга фактов. Кажется, что ребенок не чувствителен к этим противоречиям и просто напросто их не замечает. Эти противоречия делятся на две разновидности.

Первая разновидность – противоречие «по забывчивости». По поводу одного предмета у ребенка имеется два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Так если ребенка спрашивают, то он утверждает одно, а через секунду забывает и дает абсолютно другой ответ.

Вторая разновидность – противоречие путем конденсации ощущения: из-за невозможности сделать выбор в пользу одного из противоречивых суждений ребенок сливает их в одно или же принимает два одновременно.«…трансдуктивное рассуждение, поскольку оно является чистым умственным опытом, остается необратимым, следовательно, неспособным вскрыть противоречие. Причина проста: осознание противоречия рождается от осознания мыслительных операций, а не от констатации явлений природы независимо от того, будет ли оно реальным или только умственным». (Ж. Пиаже «Суждение и рассуждение ребенка»).

У детей до 7-8 лет так часто встречается противоречие «по забывчивости» потому что ребенок может гораздо скорее, чем мы, переходит от состояний верования к состоянию сочинительства.

Можно предположить, что у ребенка существует несколько реальностей и эти реальности действительны по очереди, а не выстроены в иерархию как у взрослых. Так у ребенка в дошкольном возрасте существует две действительности: реальность игры и реальность непосредственного наблюдения, но эти реальности периодически заменяют друг друга, они стоят на одной ступени иерархии. Когда ребенок находится в одной реальности, о существовании другой он забывает.

Чувственная и настоящая реальность у детей и взрослых различается. У детей чувственная реальность едва контролируется опытом и почти полностью построена с помощью ума. Здесь мы приходим к явлению интеллектуального реализма. Для эгоцентрической мысли ребенка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Он свидетельствует о неспособности к объективному наблюдению. Эгоцентризм постоянно влечет ребенка к реалистическим иллюзиям, таким как смешение слов, вещей, мыслей и предметов.

До 7-8 лет существует две реальности: игра и обыденность. Эти реальности существуют рядом, каждая из них отличается от того, какова она у взрослого человека. До школьного возраста нет осознания логических связей. Мышление ребенка реалистично: он рассуждает, глядя на внутренние представления как на реальные.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Психолого-педагогическая компетентность
Для успешного формирования социальной компетентности у детей с отклонениями в развитии возрастают требования к психолого-педагогической компетентности учителя. Будучи значимой и относительно самостоятельной педсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентн ...

Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению
Развитие смежных с методикой наук (возникновение психолингвистики, социальной психологии, теории деятельности) вызвало к жизни разработку деятельностно-личностно-коммуникативного (в практике его обычно называют "коммуникативным") метода, в котором в центре внимания находится формирование ...

Понятие и сущность методологии и логики познавательной деятельности
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейше ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru