Наши изменения данного теста при проведении диагностической методики касались прежде всего его содержания: использовались не просто наборы звуков, а звуков музыкальных. Во-вторых, методика была ориентирована на выявление образных и субъективно-перцептивных характеристик музыкальной информации при восприятии детьми как отдельных музыкальных звуков и музыкальных интонаций, так и фрагментов или музыкальных произведений в полном их объеме. После прослушивания предложенного музыкального материала школьники составляли рассказ о музыке, о том, какую информацию объективного и субъективного характера о мире они смогли получить в процессе восприятия предложенного музыкального материала. В третьих, методика проводилась со зрячими детьми.
При проведении этой методики мы не ограничивались изучением восприимчивости учащихся к музыкальному звуку как носителю художественной информации о внешних параметрах окружающего мира — объемах, масштабах, глубинах, высот, длительности, протяженности, отдаленности или близости, а также качественных характеристиках этого мира в музыкальном звуке — плотности или разряженности (пространства и фактуры), затемненности или высветленное (пространства и регистров), опечаленности или радостной приподнятости (настроения и лада в музыке) и т.д. Мы старались определить, насколько адекватно школьники воспринимают информацию музыкального звука о внутреннем мире человека. Результаты показали, что учащиеся способны воспринимать в музыкальном произведении звукоизобразительные приемы, дающие представление о внешних параметрах окружающего мира и с достаточно высокой степенью адекватности определять качественные характеристики состояния внутреннего мира субъектов и их художественных контактов. Более того, школьники экспериментальных групп практически всегда совмещали в своих ответах характеристики этих двух миров — внешнего и внутреннего, определяя внутренний мир субъекта своего художественного контакта через описание его внешних — ситуативных и поведенческих — признаков. Подводя итог анализа и интерпретации результатов проведенного диагностического обследования, отметим, что экспериментальные музыкальные занятия, разработанные на основе личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и постижения художественно-информационной природы музыкального звука, способствовали решению целого комплекса задач: развитию у школьников навыков моделирования количественных и качественных признаков музыкального пространства; осознанию ими музыкального искусства как способа и пути для установления вневременных и всевременных диалогических взаимоотношений с творцами, героями, персонажами и образами музыкальных произведений; постижению личностно-эмоциональной окрашенности своего внутреннего и окружающего миров в их сопоставлении, сравнении и сопряжении. Таким образом, любое музыкальное произведение для школьников раскрывалось как путь освоения художественной реальности мира.
Статьи по теме:
План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...
Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...
История деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей города Новосибирска Центр внешкольной работы
«Галактика»
Центр внешкольной работы «Галактика» - это крупнейшее учреждение дополнительного образования Дзержинского района города Новосибирска. Старое название: Районный дом пионеров и школьников. Районный дом пионеров и школьников создан для организации свободного времени детей, подростков и юношества в фев ...