Наши изменения данного теста при проведении диагностической методики касались прежде всего его содержания: использовались не просто наборы звуков, а звуков музыкальных. Во-вторых, методика была ориентирована на выявление образных и субъективно-перцептивных характеристик музыкальной информации при восприятии детьми как отдельных музыкальных звуков и музыкальных интонаций, так и фрагментов или музыкальных произведений в полном их объеме. После прослушивания предложенного музыкального материала школьники составляли рассказ о музыке, о том, какую информацию объективного и субъективного характера о мире они смогли получить в процессе восприятия предложенного музыкального материала. В третьих, методика проводилась со зрячими детьми.
При проведении этой методики мы не ограничивались изучением восприимчивости учащихся к музыкальному звуку как носителю художественной информации о внешних параметрах окружающего мира — объемах, масштабах, глубинах, высот, длительности, протяженности, отдаленности или близости, а также качественных характеристиках этого мира в музыкальном звуке — плотности или разряженности (пространства и фактуры), затемненности или высветленное (пространства и регистров), опечаленности или радостной приподнятости (настроения и лада в музыке) и т.д. Мы старались определить, насколько адекватно школьники воспринимают информацию музыкального звука о внутреннем мире человека. Результаты показали, что учащиеся способны воспринимать в музыкальном произведении звукоизобразительные приемы, дающие представление о внешних параметрах окружающего мира и с достаточно высокой степенью адекватности определять качественные характеристики состояния внутреннего мира субъектов и их художественных контактов. Более того, школьники экспериментальных групп практически всегда совмещали в своих ответах характеристики этих двух миров — внешнего и внутреннего, определяя внутренний мир субъекта своего художественного контакта через описание его внешних — ситуативных и поведенческих — признаков. Подводя итог анализа и интерпретации результатов проведенного диагностического обследования, отметим, что экспериментальные музыкальные занятия, разработанные на основе личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и постижения художественно-информационной природы музыкального звука, способствовали решению целого комплекса задач: развитию у школьников навыков моделирования количественных и качественных признаков музыкального пространства; осознанию ими музыкального искусства как способа и пути для установления вневременных и всевременных диалогических взаимоотношений с творцами, героями, персонажами и образами музыкальных произведений; постижению личностно-эмоциональной окрашенности своего внутреннего и окружающего миров в их сопоставлении, сравнении и сопряжении. Таким образом, любое музыкальное произведение для школьников раскрывалось как путь освоения художественной реальности мира.
Статьи по теме:
Понятия творчество и
творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво р ...
Фасилитация в профессиональном образовании
Сегодня общество по целому ряду обстоятельств (экономических, финансовых, кадровых и т.д.) столкнулось с совершенно новой ситуацией в образовании. Возникла необходимость изменения условий, форм и механизмов учения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открыто ...
Методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения
фонемного распознавания
Взяв за основу психолого-педагогическое обоснование нарушений письменной речи, а также результаты диагностики, нами были разработаны методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания. На примере речевого дефект Даниила В. мы представим систему коррекционно ...