Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Аналитическое образование » Педагогические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников в условиях интегрированного урока музыки » Диагностика способности школьников к художественно-информационной природе музыкального искусства

Страница 4

Применение интрастатистических методов оценивания результатов музыкально-художественной деятельности школьников осуществлялось при проведении серии художественно-диагностических методик, в содержание которых входило: пластическое или изобразительное воплощение музыкального образа, вокальная или инструментальная импровизация, вербальная интерпретация музыкального образа, моделирование музыкального произведения.

Интерпретация результатов первой методики этого цикла ("Что я узнал в музыке о себе?") показала следующее: у школьников экспериментальных групп музыкальные произведения вызывали глубокий эмоциональный отклик, они воспринимали музыкальный образ или героя произведения как субъекта диалогических отношений. В результате такого внутреннего диалогического общения учащиеся осознавали свое отношение к герою или образу музыкального произведения и, тем самым, познавали себя, моделировали свои поведенческие реакции в той или иной ситуации, обозначенной средствами художественной выразительности. Учащиеся адекватно характеризовали общий эмоциональный настрой и достаточно тонко дифференцировали эмоциональные нюансы произведения. Они были способны выразить пространство и глубину основного эмоционального состояния произведения в различных видах музыкально-художественной деятельности: вербально, пластически, в насыщенности красок и выразительности графических линий живописных композиций. Учащиеся сопоставляли эмоциональный настрой произведения со своим ощущением течения времени в нем.

В целом динамика развития школьников в экспериментальных группах значительно превзошла уровень развития детей в контрольных группах.

В соответствии с выделенными критериями к высокому уровню были отнесены такие ответы школьников, как: "Музыка произведения напомнило мне о том состоянии, когда меня незаслуженно обидели", "У меня было очень грустное настроение", "Мне было радостно и хотела поделиться ей со всеми", "Мир добрый, в нем много радости, эта радость переполняет меня, ей тесно во мне", "Когда я слушаю это произведение, то время проходит быстро". Приведенные ответы учащихся из экспериментальных групп свидетельствуют об адекватном восприятии ими музыкального образа и эмоционального настроения произведения, их способности соотнести его с состоянием собственного внутреннего мира и познать самого себя, дать качественную характеристику внутриличностного пространства. Все это подтверждает правомерность и эффективность избранного нами направления музыкального образования и воспитания школьников, способствует развитию у них более тонкого дифференцированного восприятия нюансов своих переживаний и эмоций под впечатлением прослушанной музыки.

В контрольных группах процент школьников, воспринимающих музыкальное произведение как способа и пути познания себя, внутреннего мира своих переживаний, оказался значительно ниже. Интерпретация хода диагностических методик и их результатов у школьников контрольных групп такова: ответы детей в этих группах, отнесенные к высокому уровню, были получены в результате заинтересованного и участного отношения детей к выполнению предложенных им творческих заданий, их чуткого эмоционального реагирования на музыкальное произведение и умения в предельно сжатые сроки соотнести вопросы и задания экспериментатора с содержанием своего внутреннего мира и музыкального произведения. Все это является косвенным свидетельством психологических, возрастных и музыкально-художественных способностей школьников к самопознанию и познанию мира в процессе восприятия музыкальной информации.

В ходе второй диагностической методики ("Что я узнал в музыке о других?") проверялась способность школьников к распознанию в музыке информации об окружающих ребенка людях - современниках и предшественниках, а также о музыкально-художественных образах, персонажах и героях. Учащиеся экспериментальных групп показали достаточно высокую степень восприимчивости как целостного содержания музыкально-информационного потока, так и способность его дифференцирования. Данная методика, как, впрочем, и две остальные диагностические методики этого блока, основывалась на четырех главных функциях искусства, о которых писал М.С.Каган: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и коммуникативной. Выбрав данный тезис М.С.Кагана как методологический ориентир, мы рассматриваем музыкальное искусство в контексте данной методики как: способ познания внутреннего мира других людей, метод формирования у школьников ценностных предпочтений в мире музыки и этике человеческих взаимоотношений, путь формирования и преобразования своего внутреннего мира в соответствии с высокими идеалами шедевров искусства, канал для установления коммуникативных взаимодействий с миром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...

Методика и особенности занятий по физическому воспитанию в СМГ
Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд принципиальных особенностей. Вводная часть (15-20 минут) включает в себя общеразвивающие упражнения, которые целесообразно проводить в медленном и среднем темпе, обязательно чередуя с дыхательными упр ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru