Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 1

сирота ребёнок обучение

Проблема оценки психолого-педагогических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также их сопровождения была поднята в педагогике в первой половине XIX века и приобрела особую актуальность в первой четверти XX века. Глубоким изучением данной проблемы в отечественной и зарубежной науке занимались Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин. Однако взгляд на эту проблему был обусловлен главенствующими мировоззренческими настроениями, что особенно ярко проявилось в советский период.

Проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках, привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с изучением психолого-педагогических взаимодействий с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Психология позволяет выявить и проанализировать эмоциональное состоянием ребёнка (уровень тревожности), уровень интеллекта, мотивацию обучения.

Шипицына Л.М обращает внимание на то, что существует несколько взаимосвязанных особенностей психолого-педагогического взаимодействия, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями.

Основные из них: крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах; дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них; существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

По мнению С.А. Беличевой, последствие отставания психолого-педагогических методов работы с детьми – социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации и: по способности к обучению, приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

В психологии многие исследователи И.Ф.Дементьева, В.А. Аверин и многие другие изучают причины и факторы психолого-педагогического взаимодействия, лежащие в основе формирования и развития личности ребёнка-сироты, не удается найти достаточно разработанной психолого-педагогической системы взаимодействия, которая упорядочивала бы такие учебный процесс. Поэтому в настоящее время воспитателю, учителю, трудно ориентироваться как в содержании психологических закономерностей развития личности, так и сфере их приложения. Если формирование и развитие познавательных способностей у учащихся может опираться на разработанные психологические теории и строиться как разумно, закономерно организованная и контролируемая система образовательных взаимодействий, то организация условий для формирования личностных качеств - это область образовательных психолого-педагогических взаимодействий, преимущественно опирающаяся на интуитивный, стихийный контроль со стороны воспитателя, учителя. Поэтому и воспитание с точки зрения научно психолого-педагогического взаимодействия, часто осуществляется стихийно, без достаточной опоры на современные психолого-педагогические знания.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Методы и средства применения информационных технологий при изучении раздела «кулинария»
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения - это «исторически сложи ...

Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучени ...

Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru