Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 1

сирота ребёнок обучение

Проблема оценки психолого-педагогических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также их сопровождения была поднята в педагогике в первой половине XIX века и приобрела особую актуальность в первой четверти XX века. Глубоким изучением данной проблемы в отечественной и зарубежной науке занимались Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин. Однако взгляд на эту проблему был обусловлен главенствующими мировоззренческими настроениями, что особенно ярко проявилось в советский период.

Проблема психолого-педагогического взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уроках, привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов.

Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с изучением психолого-педагогических взаимодействий с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Психология позволяет выявить и проанализировать эмоциональное состоянием ребёнка (уровень тревожности), уровень интеллекта, мотивацию обучения.

Шипицына Л.М обращает внимание на то, что существует несколько взаимосвязанных особенностей психолого-педагогического взаимодействия, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями.

Основные из них: крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах; дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них; существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

По мнению С.А. Беличевой, последствие отставания психолого-педагогических методов работы с детьми – социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации и: по способности к обучению, приобретению профессии и трудоустройству; по способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

В психологии многие исследователи И.Ф.Дементьева, В.А. Аверин и многие другие изучают причины и факторы психолого-педагогического взаимодействия, лежащие в основе формирования и развития личности ребёнка-сироты, не удается найти достаточно разработанной психолого-педагогической системы взаимодействия, которая упорядочивала бы такие учебный процесс. Поэтому в настоящее время воспитателю, учителю, трудно ориентироваться как в содержании психологических закономерностей развития личности, так и сфере их приложения. Если формирование и развитие познавательных способностей у учащихся может опираться на разработанные психологические теории и строиться как разумно, закономерно организованная и контролируемая система образовательных взаимодействий, то организация условий для формирования личностных качеств - это область образовательных психолого-педагогических взаимодействий, преимущественно опирающаяся на интуитивный, стихийный контроль со стороны воспитателя, учителя. Поэтому и воспитание с точки зрения научно психолого-педагогического взаимодействия, часто осуществляется стихийно, без достаточной опоры на современные психолого-педагогические знания.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Средства коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...

Показатели уровня развития познавательной активности
Умственное развитие учащихся, являясь основным показателем эффективности любого метода или процесса обучения, тесно связано с познавательной активностью и самостоятельностью, уровень развития познавательной активности и самостоятельности характеризует познавательные возможности человека, и вместе с ...

Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе
исследовательский научный школьник экология Научно – исследовательская работа учащихся во внеурочное время ведется на учебно-опытном участке, во время кружковой работы, на элективных курсах по биологии и экологии, во время экскурсий на природу. В средней школе № 31 уже несколько лет на уроках биоло ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru