Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Аналитическое образование » Педагогико-психологические особенности взаимодействия детей-сирот в процессе обучения » Подходы к пониманию психологических закономерностей в обучении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Страница 2

Психолого-педагогические закономерности формирования и развития личности можно обобщенно сформулировать, опираясь на положения культурно-исторического и деятельностного подхода А.Н.Леонтьева к анализу и объяснению психических явлений. Ориентировка в таких закономерностях может помочь воспитателям, учителям различных учреждений занимающихся воспитанием, обучениям осиротевших детей обнаружить свои собственные недостатки в общении с детьми, а также сознательно контролировать свое поведение таким образом, чтобы оно способствовало личностному, а также интеллектуальному росту и развитию воспитанников.

С точки зрения современной психологии можно отметить психолого-педагогические закономерности в развитии личности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Л.С. Выготского отмечает, что личностное развитие ребенка носит название «механизм интериоризации». В данном контексте он может быть выражен следующим образом: личностные особенности формируются у ребенка не путем вызревания «изнутри» на основе наследственных предрасположенностей, а «извне»- на основе включения ребенка в различные формы общения и деятельности с другими людьми. Личностные качества формируются и развиваются в направлении от наблюдения ребенком образцов поведения к включению ребенка в такие формы взаимодействия, попыткам их заимствовать и воспроизвести в совместной деятельности и общения, к последующему систематическому и привычному использованию их по отношению к другим людям и, их преобразованию в индивидуальные внутренние личностные качества и особенности. Следовательно, необходимо задуматься в правильности точки зрения о том , что если не вмешиваться в естественные процессы развития ребенка, то таким образом будут обеспечены условия для спонтанного вызревания достойных качеств личности. Личностные качества, так же как и другие высшие психические функции человека, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми. И личностная, собственно человеческая, внутренняя индивидуальность есть результат присвоения определенных форм межличностных взаимодействий и включения в активную реализацию определенного диапазона общественных отношений. Такие внешние разделенные между людьми взаимодействия и отношения могут быть как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей, определенной культуры, социальной общности или конкретного воспитателя. Значит, процесс воспитания заключается в организации таких условий для личностного развития ребенка, где будут преобладать образцы достойного поведения, общения, эмоционально-ценностных и нравственных отношений. В виду этого основным фактором воспитания ребенка выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок образцами достойного поведения. При этом наиболее выраженный воспитательный эффект будет оказывать совместное совершение поступков со значимыми (близкими и любимыми) для ребенка взрослыми. Для детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, это будут педагоги и воспитатели.

Подтверждением этому может служить организация взаимодействий во всех наиболее известных и эффективных воспитательных психолого-педагогических системах. Здесь можно применить знаменитый тезис Л.С.Выготского в приложении к процессам воспитания и развития личности: «Завтра ребенок будет самостоятельно поступать так («зона ближайшего развития» личности), как сегодня он поступает вместе с взрослыми («зона актуального развития»). И чем больше в социальном окружении ребенка образцов достойного поведения и позитивных совместных поступков, тем шире «зона ближайшего развития» для соответствующих таким поступкам личностных качеств.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктив­ного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пс ...

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...

Орнаментально-декоративное творчество
Педагогическая помощь развитию орнаментально-декоративного творчества должна быть обусловлена прежде всего сознанием полной законности, неизбежности такой потребности у ребенка. Если к выполнению чисто конструктивных требований его принуждает обычно или необходимость утилитарная или опасения за сущ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru