Пунктуация как особый раздел языкознания

Страница 1

С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, скобки, кавычки). Дефис (кое – что, кто – либо, из-за и т.д.). Пробел (в лесу, к нему и др.). Черточка (перенос) (тет - ра - ди).

Графика (греч. от grapho – пишу, через) – это совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, ударение, а также знаки препинания.

Таким образом, графика тесно связана с пунктуацией. Это слово имеет несколько значений.

1) Пунктуация (лат. punctum - точка) – система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного (печатного) текста;

2) Пунктуационные правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;

3) раздел языкознания, изучающий закономерности пунктуации и нормы употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis - составление) – раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Понятие “пунктограмма” связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания (3,94). Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам или традициям употребление знаков препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.

Правильное понимание определения “пунктограмма” создает научную основу для формирования пунктуационного навыка. С его помощью школьники лучше сознают системность в изучении пунктуации, сущность не только самих правил, но и групп правил, обслуживающих ту или иную синтаксическую структуру; понимают различие таких понятий, как “знак препинания”, “пунктограмма”, “пунктуационное правило”.

Для построения наиболее эффективной методики обучения пунктуации очень важно знать типичные и наиболее устойчивые пунктуационные ошибки, которые допускают учащиеся разных классов в различных видах работ, выполненных как в классе, так и дома. Изучение ошибок помогает выяснению причин их возникновения, что создает возможность для построения рациональной методики обучения.

Все пунктуационные ошибки, которые наблюдаются в работах учащихся, можно разделить на 4 группы:

1. отсутствие нужных знаков препинания;

2. лишние знаки;

3. употребление не того знака, который требуется в данном случае;

4. постановка знака не на том месте, где требуется.

Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Так, в предложении “Пушкин - поэт” пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому
Период двигательно-зрительной установки психики Наиболее нормальным педагогически является гармоническое развитие всех функций ребенка, предоставление ему всех возможностей полноты жизнеощущения. Его творческая активность должна проявляться во всех направлениях сначала в целях внутренней организаци ...

Педагогические условия и методика обучения композиционным умениям школьников младших классов в процессе создания композиции из тестопластики
В начальной школе освоение скульптуры, вида художественной деятельности, знакомит школьников с разнообразными материалами и техниками, творческие задания формируют умение самостоятельно выбирать подходящий материал и решать композиционные задачи. Среди известных художников-скульпторов работающих в ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта
Целью данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса. Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи : 1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru