Пунктуация как особый раздел языкознания

Страница 1

С помощью особых знаков устная речь передается при письме. Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел, промежуток между буквами, черточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, скобки, кавычки). Дефис (кое – что, кто – либо, из-за и т.д.). Пробел (в лесу, к нему и др.). Черточка (перенос) (тет - ра - ди).

Графика (греч. от grapho – пишу, через) – это совокупность начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, ударение, а также знаки препинания.

Таким образом, графика тесно связана с пунктуацией. Это слово имеет несколько значений.

1) Пунктуация (лат. punctum - точка) – система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного (печатного) текста;

2) Пунктуационные правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка;

3) раздел языкознания, изучающий закономерности пунктуации и нормы употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis - составление) – раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Понятие “пунктограмма” связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания (3,94). Пунктограмма – правильное, соответствующее правилам или традициям употребление знаков препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила.

Правильное понимание определения “пунктограмма” создает научную основу для формирования пунктуационного навыка. С его помощью школьники лучше сознают системность в изучении пунктуации, сущность не только самих правил, но и групп правил, обслуживающих ту или иную синтаксическую структуру; понимают различие таких понятий, как “знак препинания”, “пунктограмма”, “пунктуационное правило”.

Для построения наиболее эффективной методики обучения пунктуации очень важно знать типичные и наиболее устойчивые пунктуационные ошибки, которые допускают учащиеся разных классов в различных видах работ, выполненных как в классе, так и дома. Изучение ошибок помогает выяснению причин их возникновения, что создает возможность для построения рациональной методики обучения.

Все пунктуационные ошибки, которые наблюдаются в работах учащихся, можно разделить на 4 группы:

1. отсутствие нужных знаков препинания;

2. лишние знаки;

3. употребление не того знака, который требуется в данном случае;

4. постановка знака не на том месте, где требуется.

Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Так, в предложении “Пушкин - поэт” пунктуационной нормой является постановка тире, а ее отсутствие считается пунктуационной ошибкой.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Научно-педагогическая практика
Цели и задачи практики. Цели практики: получение умений и навыков выполнения работ педагогической направленности, а также оценка готовности выступать в роли преподавателя. Для достижения этих целей решаются следующие задачи: а) проведение учебных занятий по дисциплинам образовательных программ напр ...

Основные требования к уроку
Обучение – длительный процесс. Он складывается из отдельных уроков. В первоначальном своем смысле слово «урок» означало трудовое задание, которое требуется выполнить за определенный срок. Школьный урок тоже можно рассматривать как трудовое (учебное) задание классу, рассчитанное на определенный срок ...

Исследование уровня сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации
Цель исследования: выявить уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. Задачи исследования: Разработать критерии, с помощью которых можно определить уровень сформированности у младших школьников у ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru