Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности

Одна из основных задач уроков русского языка в начальной школе – формирование функциональной грамотности учащихся. Известно, что в начальной школе уделяется большое внимание грамотному написанию слов, то есть такому разделу русского языка, как орфография. Этого нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка.

Тем не менее, учащиеся уже в младшем школьном возрасте постоянно имеют дело со знаками препинания в процессе чтения книг, без них не обходится ни одно письменное высказывание. Знаки препинания необходимо учитывать при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему легко выражать свои мысли и чувства.

Очень важно формировать у учащихся умение грамотно расставлять знаки препинания, так как это облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать – пунктуационными навыками. Пунктуация тесно связана с синтаксисом – разделом языкознания, который изучается главным образом в средней и старшей школе. Поэтому пунктуационный навык очень сложно формировать у детей начальной школы, не обладающих достаточными синтаксическими знаниями.

Бесспорно, формирование пунктуационного навыка на основе синтаксических знаний – основная задача старших классов. Но для того, чтобы она была успешно решена в будущем, необходимо уже в начальной школе учить детей внимательно относиться к знакам препинания, познакомить их с простейшими пунктограммами, формировать на практическом уровне элементарные пунктуационные умения.

Проблема: Какой должен быть по содержаниию, методам, средствам урок русского языка, чтобы сформировать пунктуационные навыки у учащихся начальных классов в повышении грамотности?

Объект исследования: процесс формирования пунктуационного навыка у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка.

Гипотеза: если систематически, методически грамотно проводить на уроках русского языка и чтения пунктуационные упражнения, то это будет способствовать повышению грамотности.

Цель: в процессе исследования собрать интересные упражнения по формированию пунктуационных навыков, познакомиться с методикой их проведения, выяснить их роль в повышении грамотности младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать сущность понятий “пунктуация”, “пунктуационный навык”, “пунктуационное поле”, “пунктуационные ошибки”, “пунктограмма” с целью выявления особенностей формирования пунктуационной грамотности младших школьников.

2. Проанализировать содержание работы по усвоению пунктуационных знаний, умений и навыков младших школьников, предусмотренное разными программами обучения русскому языку в начальной школе.

3. Познакомиться с пунктуационными упражнениями, проводимыми на уроках русского языка в начальной школе.

В ходе работы над данной проблемой использовались теоретические методы:

1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;

2. Обобщение передового педагогического опыта по проведению упражнений, направленных на формирование пунктуационных навыков,

3. Анализ и сравнение программ по русскому языку для начальной школы. Эмпирические методы: наблюдение за деятельностью учителя, беседа с ним, анализ продуктов деятельности учащихся.


Статьи по теме:

Изобразительная деятельность - средство творческого развития детей дошкольного возраста
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне. Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельнос ...

Требования к повторению
Большую и серьезную ошибку допускает тот учитель, который побуждает ученика повторять материал в том порядке, в котором он изучался. Повторение в этом случае сводится и механическому воспроизведению в памяти пройденного материала. К.Д.Ушинский воспитывал против механического повторения. "Нет н ...

Нормативно-методическое обеспечение
Начиная с 1970-х гг. в рамках Совета по культурному сотрудничеству при Совете Европы велась интенсивная работа по обоснованию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней (threshold levels) владения иностранным языком. Эта работа завершилась принятием до ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru