Принципы русской пунктуации

Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это:

1. смысловой принцип (понимание письменного текста);

2. грамматический принцип (роль пунктуации в выявлении синтаксического строя письменного текста);

3. интонационный принцип (роль интонации как показателя ритмики и мелодики речи).

Отдельные правила пунктуации отражают только структурно – синтаксический принцип, (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые – смысловой и интонационный (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения – это смысловой принцип или – постановка знака препинания при обособленных членах предложения - интонационный), в основу некоторых правил положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце предложения).

В современной лингвистике активно развивается изучение современной пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах с учетом полифункционированности и взаимодействия.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический.

При сопоставлении пунктуации и интонации как способов членения устной и письменной речи, чаще всего умалялась (С.И. Абакулов) или преувеличивалась (А.И. Тешковский) роль интонации в изучении пунктуации, то сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания.

А.И. Гвоздев утверждал “Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом”.

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, пунктуация это основной раздел языкознания, основное назначение которого – указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.


Статьи по теме:

Структура рабочей программы
Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог соз ...

Технология изображения пейзажа в зависимости от времени года
Каждое время года обладает в природе своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Весной она кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, а ясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвы деревьев характерен свежий сияющий зелены ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru