Принципы русской пунктуации

Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это:

1. смысловой принцип (понимание письменного текста);

2. грамматический принцип (роль пунктуации в выявлении синтаксического строя письменного текста);

3. интонационный принцип (роль интонации как показателя ритмики и мелодики речи).

Отдельные правила пунктуации отражают только структурно – синтаксический принцип, (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые – смысловой и интонационный (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения – это смысловой принцип или – постановка знака препинания при обособленных членах предложения - интонационный), в основу некоторых правил положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце предложения).

В современной лингвистике активно развивается изучение современной пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах с учетом полифункционированности и взаимодействия.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический.

При сопоставлении пунктуации и интонации как способов членения устной и письменной речи, чаще всего умалялась (С.И. Абакулов) или преувеличивалась (А.И. Тешковский) роль интонации в изучении пунктуации, то сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания.

А.И. Гвоздев утверждал “Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом”.

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, пунктуация это основной раздел языкознания, основное назначение которого – указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.


Статьи по теме:

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот ...

Основные элементы педагогической грамматики
Прежде чем говорить об основных элементах педагогической грамматики, целесообразным будет упомянуть о тех принципах, на которых она базируется. Итак, в основе педагогической грамматики лежат 3 принципа: 1) Принцип последовательности усвоения грамматического материала; 2) Визуализация грамматических ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru