Принципы русской пунктуации

Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это:

1. смысловой принцип (понимание письменного текста);

2. грамматический принцип (роль пунктуации в выявлении синтаксического строя письменного текста);

3. интонационный принцип (роль интонации как показателя ритмики и мелодики речи).

Отдельные правила пунктуации отражают только структурно – синтаксический принцип, (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения), некоторые – смысловой и интонационный (например, постановка знаков препинания между частями сложного предложения – это смысловой принцип или – постановка знака препинания при обособленных членах предложения - интонационный), в основу некоторых правил положены все три принципа (например, постановка вопросительного знака в конце предложения).

В современной лингвистике активно развивается изучение современной пунктуации в функциональном плане: стремясь выявить закономерности употребления знаков препинания, оно опирается на их функционирование в реальных текстах с учетом полифункционированности и взаимодействия.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический.

При сопоставлении пунктуации и интонации как способов членения устной и письменной речи, чаще всего умалялась (С.И. Абакулов) или преувеличивалась (А.И. Тешковский) роль интонации в изучении пунктуации, то сейчас выделяемые принципы пунктуации не противопоставляются, а только указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания.

А.И. Гвоздев утверждал “Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом”.

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, пунктуация это основной раздел языкознания, основное назначение которого – указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.


Статьи по теме:

Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...

Организация и руководство кружка по оригами
Целью изучения искусства оригами является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труд ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru