Классификация самостоятельных работ, их типы и виды

Страница 1

К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым:

1) воспроизводящие работы по образцу;

2) реконструктивно-вариативные;

3) эвристические;

4) творческие (исследовательские).

Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроизводящих самостоятельных работ направлена на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Причем само воспроизведение может быть дословным и преобразующим воспроизведением.

Мыслительные операции, умственные и практические действия ученика в ходе выполнения деятельности интеллектуального или практического характера осуществляются здесь на основе умений самостоятельно вчитываться, всматриваться в текст учебника или какой-либо источник и выделять в нем тот фактический материал, который позволяет учащемуся найти ответ на поставленный учителем вопрос, решить примеры, задачу, получить новую информацию в рамках уже известных положений из наглядно – образного, наглядно-графического материала; выделить в текстуальном или наглядном материале факты, подтверждающие главные мысли, структурные элементы учебного материала или событий, явления и т.д.

Предпосылкой развития этих способностей и накапливания опыта творческой деятельности является привлечение учащихся к выполнению реконструктивно-вариативных самостоятельных работ. Выполняя подобного рода работы, они сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач (проблем), установления внутрипредметных и межпредметных связей.

Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы заставляют обучающихся воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы подготавливают обучающихся к решению только части задач, подготавливают ученика к поиску способов применения усвоенных знаний. Это и составляет основу следующего типа самостоятельных работ - эвристических. В ходе выполнения этих работ познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует учитель по ходу урока. В результате такой организации самостоятельной работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.

В ходе выполнения творческих самостоятельных работ ученик обучается раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения; самостоятельно разрабатывать тематику и методику экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации и т.д.

Перечисленные типы самостоятельных работ тесно связаны и взаимообусловлены.

Виды самостоятельных работ.

Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения классификация самостоятельных работ:

1) по степени самостоятельности учащихся;

2) по степени индивидуализации;

3) по источнику знаний:

- работа с учебником;

- работа со справочной литературой;

- решение и составление задач;

- учебные упражнения;

- сочинения и описания;

- задания по схемам, чертежам, графикам;

4) по дидактическим целям и т.д.

Известны также другие типы самостоятельных работ, к которым относятся:

а) лабораторные работы;

б) практические работы;

в) самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью перфокарт, с кодированными ответами;

г) самостоятельные работы в форме математических диктантов;

д) устные самостоятельные работы;

е) домашние самостоятельные работы;

ж) экскурсии.

При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность ученика направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения в практике. Такие работы позволяют усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной творческой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Общая характеристика учебной и игровой деятельности младшего школьника
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленная на самого учащегося. Ребенок учится не только занятиям, но и тому, ...

Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но д ...

План взаимодействия с родителями
Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть предварительной работы ложится на плечи воспитателя. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зави ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru