К классификации по степени самостоятельности относятся типы самостоятельных работ, разработанные П.И. Пидкасистым:
1) воспроизводящие работы по образцу;
2) реконструктивно-вариативные;
3) эвристические;
4) творческие (исследовательские).
Познавательная деятельность учащегося при выполнении воспроизводящих самостоятельных работ направлена на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Причем само воспроизведение может быть дословным и преобразующим воспроизведением.
Мыслительные операции, умственные и практические действия ученика в ходе выполнения деятельности интеллектуального или практического характера осуществляются здесь на основе умений самостоятельно вчитываться, всматриваться в текст учебника или какой-либо источник и выделять в нем тот фактический материал, который позволяет учащемуся найти ответ на поставленный учителем вопрос, решить примеры, задачу, получить новую информацию в рамках уже известных положений из наглядно – образного, наглядно-графического материала; выделить в текстуальном или наглядном материале факты, подтверждающие главные мысли, структурные элементы учебного материала или событий, явления и т.д.
Предпосылкой развития этих способностей и накапливания опыта творческой деятельности является привлечение учащихся к выполнению реконструктивно-вариативных самостоятельных работ. Выполняя подобного рода работы, они сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач (проблем), установления внутрипредметных и межпредметных связей.
Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы заставляют обучающихся воспроизводить не только отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление, выражающееся в собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы подготавливают обучающихся к решению только части задач, подготавливают ученика к поиску способов применения усвоенных знаний. Это и составляет основу следующего типа самостоятельных работ - эвристических. В ходе выполнения этих работ познавательная деятельность учащихся направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает и организует учитель по ходу урока. В результате такой организации самостоятельной работы учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.
В ходе выполнения творческих самостоятельных работ ученик обучается раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения; самостоятельно разрабатывать тематику и методику экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации и т.д.
Перечисленные типы самостоятельных работ тесно связаны и взаимообусловлены.
Виды самостоятельных работ.
Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения классификация самостоятельных работ:
1) по степени самостоятельности учащихся;
2) по степени индивидуализации;
3) по источнику знаний:
- работа с учебником;
- работа со справочной литературой;
- решение и составление задач;
- учебные упражнения;
- сочинения и описания;
- задания по схемам, чертежам, графикам;
4) по дидактическим целям и т.д.
Известны также другие типы самостоятельных работ, к которым относятся:
а) лабораторные работы;
б) практические работы;
в) самостоятельные работы с логическими заданиями, выполняемые с помощью перфокарт, с кодированными ответами;
г) самостоятельные работы в форме математических диктантов;
д) устные самостоятельные работы;
е) домашние самостоятельные работы;
ж) экскурсии.
При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность ученика направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения в практике. Такие работы позволяют усвоить учебный материал, но не обогащают учеников опытом познавательной творческой деятельности.
Статьи по теме:
Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период Х
- ХШ вв
Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского вл ...
Особенности социально-экономического развития и политического положения
Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...
Структура качества образования
Составляющие качества образованности Предметно – информационная Деятельностно - коммуникативная Ценностно – ориентационная Содержание представления знания умения, навыки, способы деятельности (игровые, трудовые, общения и др.) Мотивы, интересы, потребности, ценностные установки, отношения Оцениваем ...