Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 1

Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:

1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);

2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;

3. систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок.

Особое место в системе работы по формированию пунктуационного навыка занимают различные упражнения.

Учителя младших классов в практике своей работы используют разнообразные пунктуационные упражнения. Одним из самых распространенных упражнений, применяемых на уроках ОГ при чтении текстов, на уроках русского языка при чтении упражнений, а также заданий к ним и на уроках чтения при знакомстве с произведениями разных жанров, является наблюдение над знаками препинания. Особенно эффективно проходит это упражнение при знакомстве детей с лирическими стихотворениями, при подготовке к выразительному чтению.

1. Объяснение смысловой роли знаков препинания.

Уже в период обучения детей грамоте им часто предлагают с этой целью задания: прочитать одно и то же предложение с разной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знаков препинания в конце предложения.

Например: Какие высокие сосны и ели!

Хорошо в лесу весной.

Задание: прочитать предложение с различной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знака препинания в конце.

Цель этого упражнения – отрабатывать навык выразительного чтения, формировать умение читать одно и то же предложение с различной интонацией и уметь видеть, как изменяется его смысл, учить определять роль знака препинания в конце предложения.

Как известно, уроки русского языка наряду с уроками чтения образуют систему овладения языком, которое осуществляется через речевую деятельность и требует взаимосвязи всех ее видов: говорения, слушания, чтения, письма. При этом литературное чтение и языковое образование не должны отрываться друг от друга. Осознание языка как “первоэлемента” литературы будет способствовать совершенствованию и самого литературного чтения, и языкового анализа. Основы такого подхода были заложены еще Ф. И. Буслаевым и К.Д. Ушинским, стоявшими у истоков отечественной методической науки. Ф.И. Буслаев указывал, “что чтение и письмо должны идти в параллели с грамматическим обучением. Грамматика руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать, а в свою очередь грамматическое умение должно быть основано на чтении писателя ”.

С течением времени данный подход был значительно утрачен, а на уроки русского языка вместо ценностных литературных образов пришел разнообразный дидактический материал, включающий в себя отдельные слова и предложения, отрывки из литературных произведений и народно – поэтического творчества. Это актуализировало проблему методики работы с дидактическим материалом. Особенность учебного предмета “Русский язык” заключается в том, что язык является одновременно и предметом изучения, и средством обучения. Дидактический материал воплощает в себе непосредственно языковой, представленный определенными языковыми моделями и реализованный в речевых образцах материал.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...

Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта
Целью данного экспериментального исследования является изучение состояния сформированности воображения умственно отсталых школьников 4-Б класса. Проводя экспериментальные исследования, мы ставили следующие задачи : 1. Выявить возможности умственно отсталых учеников рисовать предметы и явления ранее ...

Понятия творчество и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru