Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 1

Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:

1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);

2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;

3. систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок.

Особое место в системе работы по формированию пунктуационного навыка занимают различные упражнения.

Учителя младших классов в практике своей работы используют разнообразные пунктуационные упражнения. Одним из самых распространенных упражнений, применяемых на уроках ОГ при чтении текстов, на уроках русского языка при чтении упражнений, а также заданий к ним и на уроках чтения при знакомстве с произведениями разных жанров, является наблюдение над знаками препинания. Особенно эффективно проходит это упражнение при знакомстве детей с лирическими стихотворениями, при подготовке к выразительному чтению.

1. Объяснение смысловой роли знаков препинания.

Уже в период обучения детей грамоте им часто предлагают с этой целью задания: прочитать одно и то же предложение с разной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знаков препинания в конце предложения.

Например: Какие высокие сосны и ели!

Хорошо в лесу весной.

Задание: прочитать предложение с различной интонацией и объяснить, как меняется его смысл в зависимости от знака препинания в конце.

Цель этого упражнения – отрабатывать навык выразительного чтения, формировать умение читать одно и то же предложение с различной интонацией и уметь видеть, как изменяется его смысл, учить определять роль знака препинания в конце предложения.

Как известно, уроки русского языка наряду с уроками чтения образуют систему овладения языком, которое осуществляется через речевую деятельность и требует взаимосвязи всех ее видов: говорения, слушания, чтения, письма. При этом литературное чтение и языковое образование не должны отрываться друг от друга. Осознание языка как “первоэлемента” литературы будет способствовать совершенствованию и самого литературного чтения, и языкового анализа. Основы такого подхода были заложены еще Ф. И. Буслаевым и К.Д. Ушинским, стоявшими у истоков отечественной методической науки. Ф.И. Буслаев указывал, “что чтение и письмо должны идти в параллели с грамматическим обучением. Грамматика руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать, а в свою очередь грамматическое умение должно быть основано на чтении писателя ”.

С течением времени данный подход был значительно утрачен, а на уроки русского языка вместо ценностных литературных образов пришел разнообразный дидактический материал, включающий в себя отдельные слова и предложения, отрывки из литературных произведений и народно – поэтического творчества. Это актуализировало проблему методики работы с дидактическим материалом. Особенность учебного предмета “Русский язык” заключается в том, что язык является одновременно и предметом изучения, и средством обучения. Дидактический материал воплощает в себе непосредственно языковой, представленный определенными языковыми моделями и реализованный в речевых образцах материал.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...

Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая конце ...

Содержание образования
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста При отборе содержания образования должны учитываться устоявшиеся в дидактике принципы (Концепция содержания непрерывного образования), но особое внимание тем из них, которые либо недостаточно реализу ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru