Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 2

Выразительное чтение способствует усвоению программных лингвистических сведений, совершенствуясь на их основе. К таковым в первую очередь относятся сведения по синтаксису и пунктуации в разделе “Предложение”. Их изучение должно сочетаться с сознательной отработкой выразительного чтения наизусть.

При ознакомлении с предложением как с законченной структурно – смысловой единицей привлекается внимание к паузе в конце предложения, осуществляется интонирование предложений различных видов, организуется наблюдение над интонацией перечисления в конструкциях с однородными членами.

Выразительному чтению дидактического материала будет способствовать предварительная подготовка, целесообразны задания типа: “Подготовиться прочитать выразительно”, “Прочитайте про себя”, “Прочитайте вслух”, “Выделяйте вопросительные предложения”, "Прочитайте, передавая удивление (восхищение, негодование) автора" и т.п.

Совершенствование в чтении вопросительных предложений может заключаться в переходе от чтения предложений с вопросительными словами, требующими повышения тона, до определения восклицательных предложений, как произносимых с сильным чувством, следует дополнять анализом выражаемого чувства, а при чтении не только увеличивать силу голоса, но и предавать ему необходимую эмоциональную окраску. Значение побудительных предложений должно подтверждаться интонацией волеизъявления в различении просьбы, требования, приказа. Например: Смилуйся, государыня, рыбка!

Не печалься, ступай себе с богом!

Ступай к морю, говорят, тебе честью…

(А.С. Пушкин)

Почему эти предложения являются побудительными? Определите, в каких из них выражают приказ, просьбу, совет. Передайте их при чтении с помощью соответствующей интонации.

Пунктуационный анализ.

Самым распространенным пунктуационным упражнением является пунктуационный анализ, который может быть составной частью комментированного письма. Он предполагает не только объяснение написаний в процессе записей предложений и текстов, но и объяснение расстановки знаков препинания. Пунктуационный анализ имеет место уже на уроках русского языка в первом классе. Дети должны учиться объяснять постановку знаков препинания, опираясь на наблюдение за интонацией предложения.

Например: За рекой видно ржаное поле?

Задание: Почему в конце предложения вопросительный знак? Как нужно прочитать? Чтение. Что нужно изменить, кроме слов, чтобы поменялся смысл предложения? Почему?

Цель подобных упражнений: отрабатывать навык выразительного чтения, умение составлять различные предложения и расставлять соответствующие знаки препинания в конце предложения, формировать умение объяснять постановку знаков препинания.

Так, постановку вопроса дети обозначают повышением голоса в конце предложения. А постановку восклицательного знака – произношением с сильным чувством, громко. Постановку запятой между однородными членами предложения – интонацией перечисления.

Отработке выразительности чтения помогают также следующие виды работ, проводимые на уроках чтения:

1. чтение по ролям;

2. инсценировка отрывков.

Выполняя подобные задания, дети учатся глубже вникать в смысл текста, передавать характер героя при помощи интонации, пауз, мимики, жестов. Этому помогает внимательное отношение к знакам препинания, которое возникает в процессе предварительного пунктуационного анализа текста художественного произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...

Теоретические основы технологии визуализации
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к о ...

Психолого-педагогическое обследование
Правильная и возможно более ранняя диагностика, своевременное отграничение сенсорных дефектов от интеллектуальных – необходимые условия для надлежащего комплектования специальных дошкольных учреждений и организации ранней коррекционной работы. Исходя из потребностей практики, мы излагаем критерии и ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru