Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Аналитическое образование » Формирование пунктуационного навыка у учащихся младших классов на уроках русского языка в повышении грамотности » Упражнения, направленные на формирование пунктуационного навыка, и методика работы с ними

Страница 3

3. Пунктуационный разбор.

Усвоение же детьми синтаксических сведений (в третьем и четвертом классах) позволяет ввести на уроках русского языка такое упражнение, как пунктуационный разбор. Выполняя его, ученик должен объяснить постановку знака препинания, применяя знания по грамматике.

Такой вид упражнения, как выборочное списывание, очень распространен в основном в третьем классе. Детям предлагается прочитать текст, а затем выписать, например, восклицательные и вопросительные предложения.

Например: Ветер внезапно налетел и промчался. Воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Что за свинцовая полоса на небе? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза!…

Это упражнение помогает выявить, насколько учащиеся внимательны, а также способствует развитию умений выразительного чтения.

4. Осложненное списывание с пунктуационным комментарием.

Для отработки пунктуационного навыка широко используются различные виды списывания, особенно задания типа:

”Спиши, расставляя знаки препинания”, которые сопровождаются часто пунктуационным комментированием (комментированным разбором). Кроме того, эти задания можно усложнять.

Например, закрепляя какую-нибудь орфограмму, можно провести следующее упражнение: “Списать, исправляя орфографические ошибки и расставляя знаки препинания”. После чего можно еще и выразительно прочитать написанное.

Цели выполнения данных упражнений: проверить знания учащихся по теме (темам), отрабатывать навык правильного написания слов, проверить умения учащихся расставлять знаки препинания, умение списывать, отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Упражнения-конструирования.

Важное место принадлежит конструированию предложений, текстов. Приведем примеры таких заданий:

1. Составьте восклицательное предложение по теме “Осень”, ”Весна”

2. Составьте предложение по схеме:

ли на уроках русского языка

1. Составьте небольшой рассказ, диалог на определенную тему, употребив в нем восклицательный и вопросительный знаки, и тому подобное.

2. Конструирование предложений по предметным картинкам (на доске, например, картинки с изображением овощей, между которыми стоят запятые, а между словом “овощи” стоит тире). Детям предлагается записать эту схему словами. Аналогично можно ввести двоеточие.

В процессе выполнения таких упражнений учащиеся учатся составлять предложения по заданной схеме или предложения с различными знаками препинания, на любую тему, развивается логическое мышление и речь учащихся.

6. Работа с деформированными текстами.

Развитие пунктуационной зоркости успешно осуществляется при работе с деформированными текстами. Учащимся предлагается обнаружить пунктуационные ошибки, объяснить и исправить их.

1. Упражнение: “прочитайте упражнение так, чтобы получить ответ, который дан в скобках”.

2. Дети читали рассказ о космонавтах? (нет, не рассказы; нет, не дети; нет, не о космонавтах).

3. Упражнения на закрепление знаков препинания при прямой речи («класс»).

Добрый день! – сказал я учителю.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Формирование грамматического навыка на уроках английского языка у младших школьников
На данном этапе нашей целью являлась подготовка к исследованию, включающая в себя выбор базы исследования, подбор комплекса грамматических игр, составление конспектов уроков с использованием и без использования игр. Итак, данное исследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Никольская средняя обще ...

Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального н ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru