3. Пунктуационный разбор.
Усвоение же детьми синтаксических сведений (в третьем и четвертом классах) позволяет ввести на уроках русского языка такое упражнение, как пунктуационный разбор. Выполняя его, ученик должен объяснить постановку знака препинания, применяя знания по грамматике.
Такой вид упражнения, как выборочное списывание, очень распространен в основном в третьем классе. Детям предлагается прочитать текст, а затем выписать, например, восклицательные и вопросительные предложения.
Например: Ветер внезапно налетел и промчался. Воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Что за свинцовая полоса на небе? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза!…
Это упражнение помогает выявить, насколько учащиеся внимательны, а также способствует развитию умений выразительного чтения.
4. Осложненное списывание с пунктуационным комментарием.
Для отработки пунктуационного навыка широко используются различные виды списывания, особенно задания типа:
”Спиши, расставляя знаки препинания”, которые сопровождаются часто пунктуационным комментированием (комментированным разбором). Кроме того, эти задания можно усложнять.
Например, закрепляя какую-нибудь орфограмму, можно провести следующее упражнение: “Списать, исправляя орфографические ошибки и расставляя знаки препинания”. После чего можно еще и выразительно прочитать написанное.
Цели выполнения данных упражнений: проверить знания учащихся по теме (темам), отрабатывать навык правильного написания слов, проверить умения учащихся расставлять знаки препинания, умение списывать, отрабатывать навык выразительного чтения.
5. Упражнения-конструирования.
Важное место принадлежит конструированию предложений, текстов. Приведем примеры таких заданий:
1. Составьте восклицательное предложение по теме “Осень”, ”Весна”
2. Составьте предложение по схеме:
ли на уроках русского языка
1. Составьте небольшой рассказ, диалог на определенную тему, употребив в нем восклицательный и вопросительный знаки, и тому подобное.
2. Конструирование предложений по предметным картинкам (на доске, например, картинки с изображением овощей, между которыми стоят запятые, а между словом “овощи” стоит тире). Детям предлагается записать эту схему словами. Аналогично можно ввести двоеточие.
В процессе выполнения таких упражнений учащиеся учатся составлять предложения по заданной схеме или предложения с различными знаками препинания, на любую тему, развивается логическое мышление и речь учащихся.
6. Работа с деформированными текстами.
Развитие пунктуационной зоркости успешно осуществляется при работе с деформированными текстами. Учащимся предлагается обнаружить пунктуационные ошибки, объяснить и исправить их.
1. Упражнение: “прочитайте упражнение так, чтобы получить ответ, который дан в скобках”.
2. Дети читали рассказ о космонавтах? (нет, не рассказы; нет, не дети; нет, не о космонавтах).
3. Упражнения на закрепление знаков препинания при прямой речи («класс»).
Добрый день! – сказал я учителю.
Статьи по теме:
Теоретическое изучение коррекции речи детей
старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во – первых, как предмет лингвистики…во – вторых, как предме ...
Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной
подготовке учителя
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнер ...
Проблема межличностных отношений в детской группе в
психолого-педагогической науке
Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [44, 3]. Именно эти отношения р ...